На минувшей неделе несколько памятников Екатеринбурга получили индивидуальные средства защиты. Таким образом волонтёры привлекли внимание общественности к необходимости соблюдения масочного режима. На этой неделе памятники Екатеринбурга уже стоят в своём привычном обличии, но у организаторов акции появились последователи. Защитные маски стали появляться на скульптурах возле торговых центров, вузов и в парках.
Кто надел на Ленина маску?
В течение одного дня индивидуальные средства защиты получили революционер Яков Свердлов, политический деятель Сергей Киров, отцы-основатели города Татищев и де Геннин, изобретатель радио Александр Попов. Маску надели и на Ленина, чей памятник стоит в сердце областного центра – на площади 1905 года. Для того чтобы надеть маски на лица скульптур, волонтёрам пришлось задействовать автовышки.
«Нашей целью было привлечение внимание горожан и гостей города к необходимости соблюдения масочного режима, – говорит доброволец волонтёрского центра Свердловского областного медицинского колледжа Евгений Дайнес. – Мы намеренно выбрали памятники, стоящие рядом с крупными транспортными узлами. Во-первых, в этом случае на нашу акцию обратит внимание значительное количество людей. Во-вторых, мы хотели напомнить о масочном режиме в том числе и пассажирам общественного транспорта».
Горожане с удовольствием фотографировали защищённые от коронавирусной инфекции памятники и выкладывали снимки в соцсети. Но реакция на акцию была неоднозначной.
Цирк шапито или креатив?
Сторонники небанального подхода хвалили волонтёров: «Молодцы! Может, кто-то задумается, наконец, о реальном эффекте маски и покинет клан пофигистов». Скептики замечали: «Делать людям нечего. Устроили цирк шапито, клоунаду, маскарад».
Настороженно отнеслись к акции и многие медики, которые, однако, не отрицают, что рациональное зерно в ней есть.
«Безусловно, людям нужно напоминать о том, что в сегодняшней эпидемиологической ситуации необходимо носить маски, – говорит главный эпидемиолог Екатеринбурга Александр Харитонов. – Но стоит ли их надевать на памятники? Не знаю… Предположу, что это может задеть чувства людей, которые чтят эти памятники и личности тех, чья память в них увековечена».
По словам Александра Николаевича, что сегодня действительно необходимо, так это жёсткость контроля за соблюдением масочного режима. К сожалению, сегодня встречается формальное отношение к этому. Например, какой смысл порицать кассира магазина за то, что он рассчитал человека без маски, если до этого тот уже обошёл весь торговый зал? Соблюдение масочного режима нужно контролировать как при входе в магазин, так и в течение всего времени нахождения покупателя в нём.
«Мы имеем дело с инфекцией, имеющей воздушно-капельный путь передачи, – говорит Александр Харитонов, – и маски – это действенная мера защиты. При этом, например, молодые люди должны понимать: даже если они сами не заболеют, они могут принести возбудитель инфекции домой, и их пожилые родственники могут заболеть и умереть. Так что вопрос ношения масок – это история про ответственное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих».
А вы за или против такого привлечения внимания к проблеме? Какое впечатление на вас производят памятники в масках?