Примерное время чтения: 9 минут
1156

Мотоград. Легенды «Урала»

Когда-то уральский Ирбит был обычным уездным городом. Не без промышленности, конечно, но основную славу ему давала торговля – знаменитая Ирбитская ярмарка. Так было и при царе, продолжалось при коммунистах и, казалось, так будет всегда. Судьбу Ирбита, как и многих других уральских городов, круто изменила Великая Отечественная война.

Фото: «АиФ-Урал»

Из центральных регионов страны сюда сплошным потоком пошли эшелоны – в срочном порядке эвакуировались промышленные предприятия с территорий, оказавшихся оккупированными немцами или находившихся под угрозой разрушения вражеской артиллерией и авиацией. Так в Ирбите появился мотозавод, построенный на основе московского, чье оборудование вывезли сюда в 1941-м году. Кроме станков здесь оказались и несколько немецких мотоциклов, на основе которых создавалась отечественная машина, позже прославившаяся под маркой «Урал».

Мотоцикл Победы

Если за Нижним Тагилом прочно закрепилось прозвище Танкоград, то Ирбит вполне можно прозвать Мотогорадом. В годы войны Ирбитский мотозавод также работал на армию – здесь наладили выпуск тяжелых мотоциклов с коляской. На них часто ставили пулемет, а были даже версии с минометом.

Машины активно использовали разведчики, но трудяге-мотоциклу приходилось выступать в разных качествах: в первые годы войны Красной армии остро не хватало колесной техники и ирбитские мотоциклы работали то легкими грузовиками, то самоходными платформами для противотанковых ружей (фактически получалась сверхлегкая самоходка), то санитарными машинами. То, что сейчас на поле боя делают легкие небронированные джипы, тогда выполняли мотоциклы с коляской.

Экспонат Ирбитского государственного музея мотоциклов Фото: «АиФ-Урал»

Назывались эти мотоциклы М-72, и были они отечественной версией немецкого BMW R71. До сих пор ходит легенда о том, что их образцы СССР то ли нелегально купил у Германии перед войной, то ли вообще выкрал силами разведки. На самом деле, их купили вполне официально. Более того, машина, которая использовалась в качестве эталонной, до сих пор находится в Ирбите и ее может увидеть любой желающий.

«Урал» в колхозе и на гоночной трассе

Когда война закончилась, мотоциклетная история Ирбита только начиналась. На заводе наладили производство уже гражданских мотоциклов «Урал». А главными героями города стали мотогонщики. Молодые парни из Ирбита участвовали в первых всесоюзных соревнованиях еще в 1945-м году и победили именитых спортсменов со всего СССР. Были медали и кубки, но больше всего старожилам завода запомнились свитера. В послевоенной стране и далеком от столиц Ирбите с яркой одеждой было не очень. А тут статные парни в ярко-красных свитерах всесоюзных чемпионов – никакому супергерою не снились почет и уважение, какие вызывали у земляков их обладатели.

Экспонаты Ирбитского государственного музея мотоциклов Фото: «АиФ-Урал»

Ирбит развивается как центр мотогонок. В СССР была масса спортивных дисциплин для мотоциклистов – от шоссейных и ледовых мотогонок до мотобола. Но главной фишкой Ирбита стал кросс на мотоциклах с коляской. Многие спортсмены были работниками Ирбитского мотоциклетного завода – днем они собирали машины, вечером тренировались на них.

А в советских городах и селах появились гражданские «Уралы» с коляской. И что в них только ни возили – хоть мешки с картошкой, хоть стиральные машины. В деревнях, где инспекторов ГАИ встретить было проблематично, обычным явлением стала такая картина: по улице едет гора человеческих тел, под которой с трудом угадываются очертания «Урала» с коляской. Споры о том, сколько человек может везти «Урал», спроектированный как трехместный, продолжаются до сих пор – наверное, в каждой уральской деревне есть свой неофициальный рекорд. Официальные же рекорды ирбитчане установят в 90-е для Книги рекордов Гиннесса.

Экспонаты Ирбитского государственного музея мотоциклов Фото: «АиФ-Урал»

Хранитель, Ирбит, Гиннесс и Брэд Питт

Про жизнь Александра Буланова можно снять художественный фильм. Ирбитчанин с 16-ти лет работал на мотозаводе – сначала водителем грузового мотоцикла, потом испытателем, обкатчиком, позже занимал руководящие должности. И, естественно, занимался мотокроссом, став в этой дисциплине мастером спорта. Была тяжелая травма позвоночника, долгое восстановление и титул чемпиона России. Этого человека называют Хранителем «Урала», и есть, за что. В 90-е годы, когда Ирбитский завод, как и многие предприятия бывшего СССР, пришел в упадок, он сберег богатейшую коллекцию мотоциклов.

Директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Фото: «АиФ-Урал»

За многие десятилетия работы на заводе скопилась богатейшая коллекция – ведь в разные годы для разработки своих моделей сюда завозили иностранные. Harley-Davidson, Triumph, Royal Enfield – полностью оригинальные классические машины разных лет, которые коллекционеры по всему миру покупают за десятки и сотни тысяч долларов. Плюс собственные уникальные прототипы ИМЗ, плюс редкие спортивные болиды. Все это могли распродать, если бы не Александр Буланов. Коллекцию он берег – иногда сам ночевал в хранилище, чтобы украдкой не растащили мотоклад. Параллельно писал в разные инстанции и добился создания Ирбитского государственного музея мотоциклов, директором которого он сейчас и работает.

Экспонаты Ирбитского государственного музея мотоциклов Фото: «АиФ-Урал»

А в 90-е вместе с командой друзей-мотогонщиков он пытался помочь родному заводу, прославив его в очень популярной тогда Книге рекордов Гиннесса. Ирбитчане установили три рекорда, один из которых не побит до сих пор. Александр с напарником проехал больше тысячи километров на «Урале» с коляской… поднятой. То есть, весь путь машина шла на двух колесах.

Сегодня Ирбит остается Мотоградом. Здесь регулярно проходят этапы Чемпионата России по мотокроссу, в государственный музей мотоциклов ежегодно приезжают тысячи туристов. Ирбитский мотозавод тоже работает, хотя до объемов производства времен СССР ему, конечно, далеко.

Фото: «АиФ-Урал»

Одно время пытались наладить выпуск отечественных чопперов, на одном из которых посидел даже президент Владимир Путин. Но потом от идеи отказались и по-прежнему делают мотоциклы с коляской. И активно продают эти машины, в том числе, за рубеж. Наверное, самый знаменитый сегодня владелец «Урала» − американский актер Брэд Питт, который ездит по США на ирбитском мотоцикле с 2012-го года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах