Примерное время чтения: 8 минут
519

На телеге в XXI век: в Ельцин Центре стартовала выставка авангарда

Галерея Ельцин Центра совместно с «Энциклопедией русского авангарда» представляют выставку «Авангард. На телеге в XXI век». Она открылась сегодня, 17 сентября, и будет работать до 10 января.

Событие уникальное не только для Урала: это первая в истории выставка, которая расскажет, как жителей провинции сто лет назад знакомили с современным искусством. В проекте собраны почти полторы сотни произведений пятидесяти одного художника, из собраний Вятского художественного музея, Яранского краеведческого музея и Слободского краеведческого музея.

Новое искусство новой страны

Василий Кандинский «Красное на чёрном» (фрагмент)
Василий Кандинский «Красное на чёрном» (фрагмент). Фото: Ельцин Центр

После революции перед новым правительством встали не только политические и экономические вопросы, но и вопрос воспитания людей нового типа. И эта задача по силам искусству — значит, увидеть его должны все жители большой страны, даже те, кто жили в глухой провинции.

Так в провинции поехали выставки авангардных художников, пришедших на смену реалистам XIX века. «Тогда люди ещё верили, что даже самый необразованный и дремучий крестьянин сможет понять новое искусство, если увидит его», — говорит Анна Шакина, искусствовед, кандидат искусствоведения, директор Вятского художественного музея им. Васнецовых. Но увы, обычные жители провинции, видевшие разве что реалистов, вряд ли были в восторге от новых художественных направлений.

И тем не менее, передвижные выставки продолжались. Их организаторы старались брать работы молодых творцов — считалось, что искусство новой страны должны творить новые люди, а не маэстро, писавшие раньше шедевры реализма.

Работы Малевича на первой выставке супрематизма «010»
Работы Малевича на первой выставке супрематизма «010». Фото: ru.wikipedia.org

В 1921 году состоялась уже третья передвижная художественная выставка. На неё привезли работы не только из регионов, но и из Москвы и Казани — всего 332 произведения 55 авторов. Увы, но из-за погоды и экономических условий выставка попала всего в два города — в Советск и Яранск, оставшись в последнем навсегда. Только в 1965-м несколько произведений поступили в Вятский худмузей.

Но именно эта выставка, проехавшая всего два города, стала прообразом сегодняшней экспозиции в Ельцин Центре. 

История её, однако, началась задолго до 2020 года. Несколько лет назад Анна Шакина делала выставку «Авангарды 20-х и 30-х годов» в Вятском художественном музее, где обнаружила произведение Кандинского, которое... подклеили к другой работе. Кто и когда это сделал? Как в Вятке вообще оказался Кандинский? Вопросы не остались без ответа, но его узнают только посетители выставки.

А для Андрея Сарабьянова, историка искусства и редактора «Энциклопедии русского авангарда», всё началось в 2016 году — тогда он познакомился с Анной Шакиной и открыл великолепные примеры живописи и графики, скрывавшиеся в провинциальном музее. Тогда и появилась идея повторить выставку, пусть и дошли до нашего времени лишь около трети работ из неё.

Возвращение памяти

Алексей Кравченко «Радуга» (фрагмент)
Алексей Кравченко «Радуга» (фрагмент). Фото: Ельцин Центр

Выставка в Ельцин Центре будет художественной и просветительской. Будут представлены не только картины, но и сведения о художниках и культуре того времени, позволяющие сильнее погрузиться в происходящее в 1920-1930-х годах, осознать, как революция и искусство влияют друг на друга и на жизни современников. 

«Сегодня мы постоянно ищем свою культурную идентичность, и русский авангард — одно из лиц русской культуры. Вам может нравиться или не нравиться, но факт от этого никуда не денется, его придётся осмыслять, искать его истоки в других периодах в культуре, — рассказывает Андрей Сарабьянов. — А ведь несколько лет авангард был и вовсе запрещен как чуждое явление!»

Солидарна с ним и Наталья Мюррей, искусствовед и лектор лондонского Института Курто: она рассказывает, что после 1932 года у граждан сознательно выбивали интерес к авангарду, так что уже к 1970-м никто не знал, что это. 

Занятия в мастерской УНОВИСа в сентябре 1920 года.
Занятия в мастерской УНОВИСа в сентябре 1920 года. Фото: ru.wikipedia.org

«А на Западе получилось обратное: русский реализм неизвестен никому, в России же стоят очереди на Айвазовского и Репина. На Западе сделать выставку русского реализма XIX века нереально, а на авангардистов всегда бешенные очереди, — делится наблюдениями Наталья. — В Англии у людей часто возникает впечатление, что вот сначала в России был авангард, потом сразу соцреализм. Но ведь было очень много течений! Как жаль, что и в России они тоже не очень популярны».

Что ж, выставка «На телеге в XXI век» должна начать менять ситуацию.

Илья Шипиловских, руководитель Арт-галереи Ельцин Центра, уверен, что выставка знаменательна не только авторами картин, но и тем, что позволяет лучше понять историю страны: «Мы готовили её очень долго, потому что хотели сделать для горожан выход из карантина ярким и культурно обогащающим. Приходите понять, чем жили и что чувствовали люди сто лет назад!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах