Побывали на «Сеансе манипулятивного воздействия сети интернет» – именно так называется выставка в Музее советского быта. И возник вопрос: откуда автор плакатов черпает идеи для них?
Об этом мы беседуем с художницей Еленой Пермяковой.
– Прочитала вводную к выставке легенду о том, что вы недавно вернулись из страны, освобождённой от критического мышления…
– Да, у меня есть концепция, или, если хотите, творческая легенда – я всегда откуда-нибудь, из какой-нибудь страны возвращаюсь и вывожу контрабандой плакаты. Так вот, на сей раз я вернулась из мира беззаботных людей, свободных от критического мышления, от осмысления, делающих исключительно то, что им диктуют лидеры мнений, в том числе яркие представители интернет-сообщества.
Может показаться, что моя выставка про политику. Нет! Она не об этом. Она о том, что все мы так или иначе подвержены каким-то манипулятивным технологиям. И пропаганде. Другое дело, что в СССР пропаганда была открытой, очевидной, в лоб, а сегодня пропаганда и манипуляция расширили свои границы, но при этом стали более хитрыми. Мы смотрим телевизор, читаем соцсети и вольно или невольно прислушиваемся к тому, что говорят лидеры мнений.
– И примериваем на себя их правила жизни?
– Вот именно. Почему, вообще, возникла идея этой серии плакатов? Однажды я проснулась с мыслью: «Как плохо, что я до сих пор не занимаюсь медитацией! Все вокруг занимаются, а я нет». К счастью, я вовремя очнулась и… испугалась. Понятно, что какие-то вещи передаются из поколения в поколение совершенно естественно. Я, например, знаю из детства, что к разбитой коленке надо приложить подорожник. Но уверена: моя мама если и слышала слово «медитация», точно не представляет, что это такое.
– То есть представление о необходимости медитировать вам было навязано извне, искусственно?
– Конечно! И таких вещей очень много: полезность ягод годжи, во сколько ложиться спать, асана, когда рожать детей и рожать ли их вообще… Всё это определяет наш образ жизни, хотим мы этого или нет. При этом ослабить эти манипуляции можно только с помощью осознанного критического мышления. Конечно, любой человек имеет право на свободу выбора информации, но, чтобы, выбирая её, не навредить себе, нужно подходить к информации с точки зрения того, нужно мне это или нет? Я, например, осознала, что медитация в том виде, в котором мы её представляем, мне не нужна.
Вот об этом моя выставка.
И ещё, несмотря на то, что я аполитичный человек, я бы хотела своими плакатами заявить о том, что любой человек в мире имеет право на свою позицию, на свою точку зрения, и никто не должен преследоваться за них. Свобода информации ведь подразумевает как её выбор, так и её трансляцию. Разумеется, речь не идёт об информации априори опасной для трансляции.
– Ваши мысли в плакатах выражены с юмором, с иронией. Намеренный ход?
– Конечно, я без юмора не могу, не зря же пять лет играла в КВН. И вообще, подход ко всему с юморком – это залог моей счастливой жизни.
– Вы профессиональный художник?
– У меня нет профессионального художественного образования, хотя я окончила художественную школу. Но вся моя жизнь так или иначе связана с творчеством. В своё время я лепила из полимерной глины, потом много рисовала для себя, потом начала изучать диджитал-искусство. Я не зарабатываю этим на жизнь, всё, что я делаю, – это высказывание свободного художника, который хочет творить и творит.
Может быть, и эти 19 работ не вышли бы в люди, но их увидел очень творческий человек – Андрей Голденков, который и стал идейным вдохновителем выставки. Именно он и свёл меня с директором музея «Сделано в СССР» Ириной Светоносовой.
– Как рождались идеи плакатов?
– Для начала хочу сказать, что образы некоторых плакатов почерпнуты из времён СССР. Я ведь не просто так рисовала, я изучила стилистику советских плакатов. А идеи – это то, что меня действительно волнует. Вот, предположим, плакат, посвящённый косметологическим процедурам: «Нитей брат и друг иголок – это, дети, косметолог. Ждать не нужно тридцати, к нему идите с десяти!» Я не против омолаживающих косметических процедур, но считаю, что всему своё время. Это не совсем правильно, когда девушки бегут к косметологам только потому, что это в тренде. Меня этот тренд пугает, потому что он вредит здоровью человека.
Плакат «Нам не нужна история. На её месте дом построим» – один из немногих здесь серьёзных. На нём я изобразила многие исторические здания из тех, что были снесены в Екатеринбурге за последние десять лет. В центре, конечно, недостроенная телебашня, снос которой разбил моё сердце.
И ещё один пример. Один из моих самых любимых плакатов – «Я вас учила, дети, главной истине на свете – не стоит долго ждать, гены нужно передать!» Он родился из реального случая. Я поздравляла свою бывшую учительницу с Новым годом, и в разговоре она без тени стыда поинтересовалась у меня, когда я собираюсь рожать. А когда я уклончиво ответила, что мы с мужем пока об этом не думали, она возмутилась: «Чему я тебя, Лена, учила? Самое главное в жизни – передать гены!» Я считаю, что есть темы, которые обсуждать, мягко говоря, не культурно, а тут… В общем, своё недоумение я выразила в плакате.