В Свердловской области появится новый знаковый объект. Местные власти решили воссоздать старинную узкоколейную железную дорогу вблизи Нижнего Тагила.
«Висимская кукушка»
«Висимская кукушка» – так когда-то называли уральцы знаменитую узкоколейку, которая работала в регионе с 1897 года. В то время путепровод соединял Нижнетагильское и Висимо-Уткинское предприятия, а проектировали линию мастера Выйского завода – основоположника первой железной дороги на Урале, построенной ещё отцом и сыном Черепановыми.
Поезда проходили через все расположенные здесь демидовские заводы, ежедневно по узкоколейке перевозили тысячи тонн сырья. Длина дороги достигала 64 километров, что позволило соединить предприятия с речными путями. По Чусовой уральский металл отправлялся в другие города и страны. После Великой Отечественной войны на смену старым паровозам пришли тепловозы. А главное – по узкоколейке перевозили людей, до 30 тысяч человек в год! В 80-е «кукушка» пользовалась огромной популярностью у дачников, туристов и местных жителей,
Однако вскоре после распада СССР путепровод пришёл в упадок. В 1998 году здесь полностью прекратилось движение пассажирских поездов. Тепловозы, дрезины и вагончики распродали, рельсы и шпалы разобрали, а сама дорога поросла травой…
Зря разобрали?
С инициативой восстановить знаменитую узкоколейку выступил сенатор, экс-глава региона, президент Международного Демидовского фонда Эдуард Россель: «Узкоколейка сегодня может снова стать востребованной! Она бы органично вписалась в проект «Гора Белая», по ней смогли бы добираться не только туристы, но и местные жители. Именно этим путём, развивая туризм, идут зарубежные страны…»
«Идея мне очень нравится, тем более что что у нас есть опыт эксплуатации узкоколейки в Алапаевске, – сказал по этому поводу глава региона Евгений Куйвашев. – Но, по сути, придётся заново уложить рельсы, под спецзаказ изготовить шпалы нужного размера, построить целых 13 мостов. Прежде чем замахнуться на такой проект, необходимо всё посчитать, изучить юридические вопросы».
Идеи «снизу»
Впрочем, идею Росселя уже частично проработали и поддержали железнодорожники и крупный промышленный холдинг, заинтересованные в восстановлении исторического наследия, развитии транспортной инфраструктуры и сферы туризма. Специалисты видят в проекте туристический потенциал.
Стоит также отметить, что восстановление «Висимской кукушки», как и формирование «Демидовского маршрута» – одна из мер, которая призвана поднять в Свердловской области туризм. «До конца 2035 года по нацпроекту мы должны принимать 5 млн гостей в год, – заявил замгубернатора Дмитрий Ионин. – Задача – собрать идеи, которые сегодня формируются «снизу». Нет смысла придумать один грандиозный проект и потратить на него весь бюджет. У нас много небольших проектов, например, «Покровский рубеж» в Артёмовском. Эти истории нужно развивать».