Примерное время чтения: 9 минут
250

Не тащите туда детей! Уральские педагоги обсудили, есть ли наука в школе

Благотворительный фонд «Эмпатия» / «АиФ-Урал»

Есть ли в современной школе место для науки или лучше учить детей неким сугубо практическим навыкам? Этот вопрос обсудили уральские педагоги вместе со столичными учеными во время круглого стола «Наука в школе: реальность или иллюзия», прошедшего на площадке технопарка Физтех-лицея им. П. Л. Капицы в Долгопрудном. Мероприятие прошло в рамках учебной смены «Наука в регионы», организованной совместно Фондом развития Физтех-школ и благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова.

Фото:  Благотворительный фонд «Эмпатия»

Наука есть, но ее как бы нет

Мнения педагогов разделились. С одной стороны, очевидно, что наука в школе есть и основы многих изучаемых ею предметов в школе и преподают. С другой стороны, детям часто важнее хорошо сдать ЕГЭ, чем погружаться в изучение, к примеру, математики или физики глубже, чем это требует школьная программа. И, наконец, у молодых людей на стадии выбора будущей профессии зачастую возникает вопрос — а смогу ли я при помощи науки прилично зарабатывать?

По мнению Евгения Куликова, микробиолога, кандидата биологических наук, доцента, старшего научного сотрудника ФИЦ «Биотехнологии» РАН, текущая ситуация с наукой в школах берет свое начало даже не со времен СССР.

Евгений Куликов
Евгений Куликов Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

– У школы всегда были непростые отношения с наукой, – считает Евгений Куликов. – Как только учителя успевали привыкнуть к одним условиям, отработать какие-то педагогические приемы, тут же веяния менялись и приходилось перестраивать всю работу. Появлялись новые приемы и методики, иногда не менее яркие, при этом старые наработки утрачивались. Кроме того, в СССР было много специализированных школ, что и привело, как мне кажется, к текущей ситуации с ЕГЭ.

По мнению Евгения Куликова, сейчас важно выровнять средний уровень во всех школах. Привить школьникам с детства научный метод познания мира. Причем это должно касаться не только точных наук, но и предметов, которые принято считать скорее творческими — вроде музыки или изобразительного искусства. Сейчас же наблюдается серьезный разброс по уровню знаний — в некоторых школах у учащихся он заведомо более низкий, чем в других. Также часто школы специализируются на отдельных предметах и, как результат, их выпускники получают большой объем знаний в одной-двух науках в ущерб остальным.

По мнению основателя благотворительного фонда «Эмпатия» и акционера корпорации ВСМПО-АВИСМА Михаила Шелкова, мир меняется, и школа должна отвечать его новым вызовам.

Михаил Шелков
Михаил Шелков Фото:  Благотворительный фонд «Эмпатия»

– Раньше наука в основном развивалась в сообществах, географических кластерах, где собирались ученые, – говорит Михаил Шелков. – Сейчас благодаря развитию интернета людям не обязательно собираться в одном месте, чтобы работать над одной проблемой. Нужно ли нам сейчас большое количество ученых? Думаю, что нет. Ведь постепенно часть их функционала, например, дополнительные вычисления, которые сейчас выполняют лаборанты, со временем заберет на себя искусственный интеллект и другие технические достижения. Но сам искусственный интеллект может выполнять только тот функционал, который заложил в него человек. А значит, сейчас детей нужно готовить так, чтобы лет через десять они выходили из школы людьми думающими, творческими и генерирующими, которые не только не проиграют конкуренцию искусственному интеллекту, но и смогут использовать его для эффективной работы, в том числе и в науке.

Фото:  Благотворительный фонд «Эмпатия»

Слово учителя

Учитель физики высшей категории учебного центра № 7 из Нижней Салды Татьяна Еременко считает, что сейчас школьникам наука не особенно интересна, поскольку они не видят там возможностей хорошо заработать.

Татьяна Еременко
Татьяна Еременко Фото: Благотворительный фонд «Эмпатия»

– Детей не надо тащить в науку, – говорит Татьяна Еременко, – но надо развивать интерес к наукам. Надо дать ребятам, особенно из глубинки, пример успешных людей из этой среды. Тех, кто не только сделал какие-то открытия, но и смог это монетизировать.

Похожего мнения придерживается учитель информатики и математики из екатеринбургского лицея № 110 Иван Бачанцев.

Иван Бачанцев
Иван Бачанцев Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

– Для детей сейчас самое важное с точки зрения престижа профессии – количество известных представителей этой профессии и размер их зарплат, – рассказывает Иван Бачанцев. – Они знают многих известных футболистов, например, и многие поэтому увлекаются футболом. А вот известных учителей или ученых дети не знают. Им часто важнее просто сдать ЕГЭ. Хотя здесь немного помогает интернет и те популяризаторы науки, что ведут свои видеоблоги и набирают много просмотров. Но хотелось бы видеть больше поддержки со стороны государства. В том числе финансовой.

Многие педагоги отмечают прагматичность современных детей. Среди них очень мало мечтателей, большинство думает скорее о материальной составляющей. Но развить в ребенке интерес к наукам все же можно, уверен учитель информатики высшей квалификационной категории школы № 67 из Екатеринбурга Дмитрий Дубровин.

Дмитрий Дубровин
Дмитрий Дубровин Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

– Не надо тащить детей в науку, надо зажечь в них интерес, – считает Дмитрий Дубровин, – дальше они сами пойдут. Главное – не мешать. И деньги, мне кажется, не главный стимул — он работает только на короткую перспективу. Надо пробуждать в детях любопытство. Наука всегда держится на энтузиастах, а не на тех, кто стремится заработать. Деньги должны прилагаться, но не быть самоцелью.

У самого Дмитрия разжигать интерес в учениках явно получается — на учебную смену проекта «Наука в регионы» он приехал вместе с тремя своими учениками. Ребята бесплатно побывали на различных экскурсиях в Москве, прослушали учебные и научно-популярные лекции в МФТИ, посетили технопарк Физтех-лицея им. П. Л. Капицы. Именно это по замыслу руководителей программы должно стать для них дополнительным стимулом в изучении математики, физики и информатики. Всего в этом году в программе участвовало 15 педагогов и 60 школьников из Пермского края и Свердловской области.

Фото: Благотворительный фонд «Эмпатия»
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах