Примерное время чтения: 4 минуты
405

Не так страшна финансовая грамотность, как ее уроки

Евгений Лобанов / «АиФ-Урал»

Здравствуй, дорогой дневничок. Сегодня, на 37-м году жизни, впервые побывал на уроке финансовой грамотности. Нет, я и не думал браться за ум – это у нас такой социально-экономический эксперимент в редакции.

Как журналист, я еще могу что-то худо-бедно о финансах написать, собрав мнения экспертов и зарывшись в законы. Но как холостяк, чье домохозяйство кроме меня насчитывает лишь несовершеннолетнего кота, от контроля за собственными финансами далек, как исполнительница стриптиза от проблем развития животноводства в горной местности. Но скрыться от неминуемой участи не удалось – меня выловили под столом, где я пытался спрятаться от бремени знаний, и под конвоем препроводили в зал.

Диспозиция

В качестве подопытных кроме меня (мужчина, 36 лет, журналист, детей нет, но есть кот, характер раздолбайский, не женат) присутствовали мои коллеги:

  • Анастасия, (журналист, вчерашняя студентка, детей нет, два кота, характер милый, живет у родственников, в активном поиске);
  • Екатерина (менеджер, изучает пенсионное законодательство, один ребенок, два кота, характер закрытый, квартировладелица);
  • Ульяна (женщина средних лет, руководитель, двое детей, 4 собаки, 11 котиков, характер скверный, живет в собственном доме, не замужем).

Собственно эксперимент состоит в том, чтобы научить нас – таких всех разных – глубже понимать тему финансов вообще и лучше управлять своими деньгами. За эту сложную задачу взялась руководитель регионального центра финансовой грамотности Елена Овсянникова.

Вводная часть

Первое занятие оказалось не таким страшным, как я ожидал. Мне-то думалось, что нас сразу начнут грузить цифрами, графиками, процентами и прочей бухгалтерией, которую я боюсь сильнее, чем вампир осинового кола в серебряной оправе.  

Но вводное занятие, скорее, напоминало игру в монополию, только без поля и фишек. Нам всем предложили представить себя в трех ипостасях: государство, предприятие и домохозяйство. И во всех этих скучностях ответить на несколько вопросов: как я зарабатываю деньги, что могу улучшить в этом вопросе и куда потрачу капиталы. А потом сверить результаты.

Вот здесь началось интересное.  

Первым пунктом мы наглядно уяснили довольно простую вещь. У государства, предприятия и сотрудника этого предприятия при схожести целей очень разные средства, которые очевидно противоречат друг другу. Например, на вопрос «Как увеличить благосостояние государства?» мы единодушно написали: повысить налоги. А чтобы увеличить доход предприятия и отдельного гражданина, их надо, наоборот, снизить.

С другой стороны, мы все указали, что хотим в стране развитую социалку, а кое-кто уже и о пенсии подумывает. Для этого надо, чтобы государство имело деньги. Получается, мы хотим, чтобы государство нас поменьше напрягало налогами, но больше нам давало всяких плюшек из бюджета. Причем это работает как на уровне «государство – предприятие», так и на уровне «государство – гражданин».

Вообще пока что на взаимоотношения с государством на уровне гражданина мы смотрим примерно одинаково, несмотря на разницу в возрасте, семейном положении, уровне достатка и количестве котиков в наших домохозяйствах. А вот на уровень «государство – предприятие» мы смотрим очень по-разному. Когда я предложил для блага государства и граждан национализировать крупные предприятия, нарвался на яростное противодействие коллег. Руководитель Ульяна вообще пообещала в таком случае эмигрировать в Аргентину.

Из вводного занятия я сделал для себя несколько выводов:

  • Финансовая грамотность – это не так скучно, как кажется на первый взгляд.
  • Понимая на уровне мозга объективные потребности государства, в котором мы живем, и предприятия, на котором работаем, мы не всегда готовы это принять на эмоциональном уровне. И можем быстро поменять свое мнение, если это коснется нашего личного благосостояния.
  • Мы можем не совпадать во взглядах на то, какие траты являются первостепенными, но можем прийти к некоему компромиссному решению в диалоге.
  • Для удовлетворения потребностей конечного пользователя (гражданина) нужен баланс: между благосостоянием государства, которое обеспечивает ему всякие социальные гарантии; предприятия, которое платит ему зарплату; и его умения состыковывать собственные потребности с возможностями.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах