На прошлой неделе в Нижнем Тагиле учитель во время урока ударил школьника. Инцидент получил огласку благодаря видео, которое появилось в интернете. Общественность была возмущена происходящим, к изучению обстоятельств дела подключилась прокуратура региона.
Сами виноваты?
Ролик был снят в нижнетагильской школе № 58. На кадрах видно, что в качестве «оружия» учитель использует не только руки, но ещё и палку, которой бьёт по ногам одного из пятиклассников. Под публикацией между пользователями разгорелись жаркие споры о том, что стало причиной такого поведения педагога. Большинство написали, что дети сами спровоцировали учителя на применение физической силы.
«Я не оправдываю педагога, но очень жаль, что так происходит. Видно, что в классе нет дисциплины, а всё это от вседозволенности, предоставленной нынешним детям. Желаю всем педагогам набираться терпения в таких ситуациях», – так прокомментировал видео один из подписчиков.
Между тем незадолго до этого события уральский митрополит Евгений в своем телеграм-канале высказался о том, можно ли бить детей. Священнослужитель ответил на вопрос читателя: допустимо ли пороть подрастающее поколение? Он подчеркнул, что главная цель воспитания ребёнка – подготовка его к взрослой жизни, формирование адекватного взгляда на мир.
Владыка пояснил, что если мы будем окружать ребёнка только добротой и позитивными помыслами, то во взрослой жизни, когда человек столкнётся с реальным миром, такое воспитание может навредить.
«К вопросу наказаний в воспитании детей нужно подходить так, чтобы не искажать реальную жизнь иллюзиями безнаказанности», - сказал митрополит. Священнослужитель считает, что чаще всего телесные наказания для воспитания бывают «только вредны», однако исключать саму возможность физического воздействия на детей, по его словам, не стоит. Подростки, к которым не применялись телесные наказания, не боятся уголовной ответственности, потому что в «рафинированном» детстве «самым страшным» наказанием для них было лишиться карманных денег или телефона. «Однобокое» воспитание, когда ребёнка окружают добрыми людьми и транслируют ему «один позитив», может быть опасно.
«Для того чтобы жить во взрослом мире, где действует Уголовный кодекс, совершенно не обязательно проходить через тюрьму, - говорит отец Евгений. – Достаточно знать о ней и понимать, как вести себя, чтобы никогда туда не попасть. Воспитательная сила неотвратимости наказания зиждется на реальности тюрьмы. В идеальных условиях эта тюрьма должна быть пуста. Но она обязана быть».
Хуже чем порка
По словам владыки, наказание детей не запрещается православной традицией, хотя считается нежелательным. Например, если мать в качестве «кары» неделю не общается со своим ребёнком, то, по мнению митрополита, «по степени разрушительности для души» это намного хуже, чем порка. Ребёнок не должен страдать, наказания «должны быть предсказуемыми, справедливыми, направленными на воспитание полезных качеств», - заключил священнослужитель. Эти слова вызвали в обществе большой резонанс. Причём мнения людей разделились.
Любое физическое насилие вызывает страх, при этом ребёнок начинает подавлять эмоции и перестаёт познавать мир.
«Я, конечно, не Макаренко, но иногда ребёнка, который сильно расшалился, когда его поведение несёт угрозу его же здоровью и жизни, можно и отшлёпать по мягкому месту. Он запомнит этот случай и больше так делать не будет», - говорит наша читательница Надежда Петрова.
«Физические наказания недопустимы! – уверена Ольга Савельева. – Они могут привести к дальнейшим психологическим проблемам, не будет доверительных отношений с родителями».
«Бить детей нельзя, физическое насилие унижает, - полагает Наталья Захарова. – Меня в детстве наказывали, поэтому я точно знаю, что чувствует ребёнок в такой ситуации. Надо разговаривать, объяснять, что плохой, необдуманный поступок задевает и самого ребёнка, и окружающих».
«Я никогда не бил своего сына, но ремень всегда висит на стене, – делится Александр Полтавский. - Он знает, что если поступит плохо, то будет наказан».
Бить или не бить?
Уполномоченный по правам ребëнка в Свердловской области Игорь Мороков:
- Этот вопрос постоянно всплывает в повестке. Сейчас родители и педагоги в основном научились договариваться с детьми и чаще всего обходятся без телесных наказаний. В этом и состоит суть воспитания – перевести конфликтную ситуацию в нормальное русло. Но отношения между людьми, как и сами ситуации, могут быть разными, и здесь не может быть готовых рецептов.
Помните, Макаренко в своей «Педагогической поэме» описывал случай, как он ударил воспитанника, когда тот хамил и не хотел идти работать? Или ситуация в фильме «Москва слезам не верит», где Гоша с друзьями даёт отпор обнаглевшим подросткам? С точки зрения педагогики это, может, и неправильное решение, но это был единственный выход в тот момент. Физическое наказание должно быть поводом для размышлений – иногда надо показать силу, чтобы защитить своё достоинство.
Если подходить к вопросу с точки зрения психосоматики, то ребёнок начинает понимать слова примерно с полутора лет. Как дать маленькому человеку понять, что он не прав? Иногда родители могут «пришлепнуть» по мягкому месту. Но не надо делать при этом больно! Особенно страшно, если физические наказания становятся постоянными.
Родители и педагоги должны знать, что за применение физической силы, я сейчас говорю об избиении детей, в Уголовном кодексе предусматривается наказание. Административная ответственность за нанесение побоев предусматривает наложение административного штрафа в размере от 5 до 30 тысяч рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов. Родителям за систематические побои также может грозить уголовная ответственность (за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
Я считаю, что бить детей нельзя, и это норма воспитания. Взрослые люди должны другими способами выстраивать отношения с подрастающим поколением.
Начните с себя
Ольга Селькова, детский психолог:
- Я считаю, что телесные наказания не должны применяться в воспитании детей. Любое физическое насилие вызывает страх, при этом ребёнок начинает подавлять эмоции и перестаёт познавать мир.
Дети копируют взрослых, поэтому воспитание надо начинать с самого себя. Если у родителей «двойные стандарты», то и ребёнок тоже будет обманывать. Например, папа говорит, что надо переходить дорогу на зелёный сигнал светофора, а сам перебегает улицу в неположенном месте. Догадайтесь, что будет делать малыш.
Если ребёнка физически наказывают, он учится врать. Чтобы его не наказали, он выдаёт родителям желаемое поведение, но во дворе или в школе ведёт себя по-другому. А родители потом удивляются: «Этого не может быть! Он же дома такой послушный, это учителя во всём виноваты».
Родители в подростковом возрасте пожинают плоды своего невнимания к детям, но при этом надо знать – никогда не поздно начать восстанавливать отношения в семье: формировать доверие и быть честным со своим ребёнком.