Транспортная реформа в Екатеринбурге действует уже год. За это время город произвёл ряд существенных изменений в работе наземного общественного транспорта. Благодаря этому проезд стал комфортнее, время ожидания транспорта сократилось. В некоторые отдалённые территории в принципе начали ходить автобусы. Подводим промежуточные итоги и оцениваем перспективы.
Работа наладилась
Одно из знаковых и даже переломных событий транспортной реформы – переход на брутто-контракты с перевозчиками. Теперь компании получают средства из городского бюджета не за каждого перевезённого пассажира, а за транспортную работу – вывод на маршрут установленного контрактом количества машин и их движение по графику. Так перевозчики имеют гарантированные деньги, благодаря чему они смогли решить самые больные вопросы.
Во-первых, удалось повысить, порой почти вдвое, зарплату водителям и кондукторам. На более выгодные условия пришли новые кадры. Только у крупнейшего екатеринбургского перевозчика «Гортранс» штат пополнился в 2025 году 139 водителями. Как отмечают в созданном в ходе транспортной реформы Центре управления перевозками, в 2025 году транспортная работа выполняется на 95% от контракта (в 2024 году было 53,5%).
Во-вторых, перевозчики начали обновление подвижного состава. За минувший год удалось приобрести десятки новых трамваев, троллейбусов и автобусов. На городские маршруты уже вышли десять современных трамваев – «Касторов» и «Львят». А вскоре на рельсы встанут ещё восемь трёхсекционных вагонов: они уже закуплены и скоро прибудут в город.
Практически все троллейбусы, выходящие ежедневно в город, обновлены. 50 новых «рогатых» уже появилось в городе в 2023 году, а в прошлом сезоне прибавилось ещё полсотни. Сейчас город провёл конкурс и выбрал поставщика, который поставит 50 машин в 2025–2026 годах.
С 1 октября на линию вышли первые автобусы, закупленные по программе Государственной транспортной лизинговой компании. Программа позволяет перевозчикам приобретать новый подвижной состав в лизинг на льготных условиях. Всего до конца года будет приобретено 150 единиц: 20 автобусов большого класса (на более чем 90 мест) и 130 – среднего класса (вместимостью около 70 человек).
Чаще и дальше
С появлением новых автобусов город заключил дополнительные соглашения к текущим контрактам с перевозчиками. Благодаря транспортной реформе увеличилось количество единиц транспорта на ряде маршрутов, а также изменилось время начала и окончания движения. Первые автобусы теперь отходят раньше на 10–30 минут, последний рейс выполняется на 20–30 минут позже обычного.
На маршруте № 42 интервал движения в часы пик снизился с 20 до 11–13 минут. Ждать автобуса № 87 в самые оживлённые часы нужно 10 вместо 14 минут. На маршруте № 62 автобус приходит каждые 12–14 минут вместо 19.
Ещё одна из задач транспортной реформы – обработка обратной связи от горожан, чтобы оперативно корректировать работу перевозчиков. Согласно пожеланиям горожан, например, маршрут № 50 продлён до Широкой речки. В маршрут № 55 включили улицы Инженерную и Косарева, а конечным пунктом стал п. Мичуринский. На этих и других маршрутах увеличено количество автобусов, причëм на маршруты № 49, 51 и 52 добавлены машины большого и особо большого класса.
Также городские власти устанавливают на месте демонтированных остановочных пунктов и ларьков современные комплексы. До конца года 64 конструкции поставят по заказу департамента по управлению муниципальным имуществом горадминистрации при участии рекламодателей, 150 остановочных комплексов – по муниципальному контракту. Из них 40 уже смонтированы. В будущем году появится ещё 150 конструкций.