Парламентарии столицы Урала разрабатывают новые правила кикшеринга и пользования электросамокатами. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Кто платить будет
«Кикшеринговые компании предоставляют горожанам свои услуги, пользуются муниципальной собственностью, тротуарами и стоянками, извлекают из этого прибыль, но никаких отчислений в бюджет не производят, – рассказал член рабочей группы, депутат гордумы Екатеринбурга Денис Хаванцев. – Мы можем обязать их платить за пользование этим имуществом, а вырученные средства тратить на инфраструктуру, например, на создание велодорожек».
Кроме того, народные избранники предлагают применять при аренде систему верификации пользователя – требовать с него паспорт, водительские права или другой документ, удостоверяющий личность. Сегодня, чтобы начать поездку, достаточно ввести номер телефона или банковской карты. В случае наезда самокатчика на пешехода определить личность нарушителя бывает достаточно сложно. Парламентарии полагают, что если водитель электросамоката предъявит скан документа, который останется в базе данных сервиса, то это поможет решить проблему.
Готовятся и другие предложения по использованию СИМ – средств индивидуальной мобильности. Нынешней зимой депутаты планируют проработать новые правила, а весной 2025 года представить их на суд общественности и экспертов.
Продолжаем нарушать
Напомним, что летом власти Екатеринбурга совместно с представителями кикшеринга ввели серьёзные ограничения на движение электросамокатов. Был составлен список пространств (парки и лесопарки), где использование СИМ полностью запрещено, а также перечень локаций, где их скорость ограничена. В соглашении также были определены и зоны, в которых самокаты нельзя брать в аренду или парковать.
Тем не менее пользователи продолжают нарушать правила. В столице Урала с начала 2024 года (а точнее – с начала сезона) к административной ответственности было привлечено 2 837 водителей электросамокатов. По данным ГИБДД Екатеринбурга, чаще всего нарушители пересекают проезжую часть по пешеходному переходу, но не спешиваются. За это полагается штраф 800 рублей.
Свои санкции есть и у кикшеринговых компаний. Например, за передвижение на самокате вдвоём грозит наказание в размере 5 тысяч, а за передачу управления несовершеннолетнему можно «попасть» на 10 тысяч рублей.
Свои часы пик
Между тем на днях одна из кикшеринговых компаний представила результаты статистического исследования. Выяснилось, что 85% поездок на электросамокатах по Екатеринбургу совершаются по «транспортному сценарию»: люди катаются не для развлечения, а едут до конкретного места. В связи с этим представители сервиса сделали вывод, что СИМ можно приравнять к ещё одному виду общественного транспорта.
В пользу этого утверждения приводятся и другие аргументы: у общественного транспорта и СИМ есть утренние и вечерние часы пик, причём у самокатов это больше 40% поездок. Для сравнения: у такси – всего 32%. Кроме того, около половины поездок на самокатах начинается или заканчивается недалеко от пересадочных узлов: остановок трамваев, троллейбусов и автобусов, станций метро, автовокзалов. То есть люди едут на работу или учёбу и обратно.
Другой кикшеринговый сервис пришёл к выводу, что по числу наложенных на самокатчиков санкций столица Урала, наряду с Казанью, занимает третье место в стране – сразу после Москвы и Санкт-Петербурга. С начала сезона в Екатеринбурге пользователи СИМ получили 12 тысяч штрафов, три тысячи аккаунтов были заблокированы.
Чаще всего водителей наказывали за неправильную парковку и езду вдвоём (около 80% всех нарушений). Что касается блокировки, то она применяется за особо серьёзные нарушения и систематическое несоблюдение правил.