Примерное время чтения: 14 минут
1290

Новый формат: как учатся и отдыхают студенты УрФУ?

В 2020 году исполняется 100 лет крупнейшему в регионе Уральскому федеральному университету. Об особенностях работы вуза и празднования юбилея в период пандемии «АиФ-Урал» рассказал проректор по развитию образовательной деятельности УрФУ Андрей Созыкин.

Будни и выходные в онлайне.
Будни и выходные в онлайне. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

«Мы были готовы»

— Андрей Владимирович, как прошёл массовый переход университета на дистанционное обучение?

— Переход был сложным, но не долгим, потому что технически мы были к нему готовы. Представители нашего университета участвовали в рабочих группах Минобрнауки РФ, и уже через неделю УрФУ перешёл на полный дистант. Примерно ещё неделя ушла на то, чтобы настроить и отладить все процессы. К середине апреля система заработала на полную мощность.

— Сложности были технического, организационного, социального характера?

— И те, и другие, и третьи. Университет уже давно занимается цифровизацией обучения, у нас было подготовлено много онлайн-курсов на платформе открытого образования Openedu.ru, также есть курсы на международной образовательной платформе EdX. Не все, но значительная часть преподавателей и студентов и до пандемии умели со всем этим работать. Но когда состоялся полный переход на дистант, произошёл резкий рост нагрузки. Дирекция информационных технологий экстренно добавляла вычислительные мощности, усиливала оборудование, настраивала программное обеспечение, чтобы с теми же системами могло работать гораздо больше людей.

Одновременно всех без исключения педагогов надо было научить вести лекции и семинары через системы типа Zoom, Microsoft Teams или Google Meet. С этим мы тоже успешно справились.

— Педагоги болезненно восприняли временный отказ от очного обучения? Кому было труднее всего?

— Проблема, и достаточно серьёзная, в том, что всех педагогов готовили к обучению на очной основе. Все методики рассчитаны на живое общение, а на дистанте работают совершенно другие принципы. Как общаться со студентами в онлайне, наших преподавателей никто не учил, таких курсов просто не существует. Наибольшие же трудности испытали как раз те, кто был склонен к традиционным формам обучения, кто вёл один и тот же курс много лет и ничего не хотел менять. При этом возраст и сфера образования здесь ни при чём! Тот, кто готов изменяться, тот лучше всего адаптируется в сложившихся условиях.

У нас есть преподаватели преклонных лет, которые прекрасно читают лекции из дома, и относительно молодые педагоги, которые настаивают на обязательном личном контакте со студентами. Есть гуманитарии, которые успешно перешли на продвинутые цифровые инструменты, и технари, у которых это получается не очень хорошо.

Фото: Фото пресс-службы УрФУ

— А как студенты восприняли переход на новые формы обучения?

— Тоже по-разному. Студенты старших курсов, многие из которых уже работают, восприняли изменения на ура. Днём они могут трудиться, а учиться в свободное от работы время. Младшекурсникам, которые недавно окончили школу, пришлось сложнее. У них ещё недостаточно навыков самоорганизации, им тяжело спланировать день. Кроме того, у младших курсов нет устоявшегося контакта с одногруппниками и с преподавателями. Выстраивать контакты в дистанционном режиме, когда ты не знаешь человека, гораздо сложнее. В целом же большинство студентов восприняли нововведения гораздо позитивнее, чем педагоги, для них такая форма обучения естественна.

Не все студенты охотно приняли дистант: кому-то по-прежнему не хватает обычных студенческих будней.
Не все студенты охотно приняли дистант: кому-то по-прежнему не хватает обычных студенческих будней. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

Два режима обучения

— Из каких компонентов состоит дистанционное обучение в УрФУ?

— Есть два режима. Асинхронный, когда вы читаете какую-то книжку, смотрите материал на YouTube, после чего выполняете задание, проходите тесты, пишете эссе, статью или программу. Второй режим — синхронное обучение, когда в определённое время нужно подключаться к какой-то системе, где, например, преподаватель читает лекцию. Студент слушает, смотрит, задаёт вопросы. В такой же форме проводятся семинары. Практикуются также онлайн-курсы, когда обучение проходит без участия преподавателя. У нас, например, есть курсы по инженерной механике, где очень хорошие симуляторы; учащийся наглядно видит, как происходят физические процессы, может поменять параметры системы.

При синхронном обучении студенты могут всей группой слушать одну лекцию онлайн.
При синхронном обучении студенты могут всей группой слушать одну лекцию онлайн. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

— Трудностей с контролем и оценкой успеваемости не возникло? Может ли студент при такой форме обучения обмануть преподавателя?

— Тут два аспекта. Некоторым молодым людям реально тяжело изучать предметы на дистанте, они волнуются, на них сыплется поток новых знаний из разных систем, не у всех хорошие навыки самоорганизации. Мы, со своей стороны, с пониманием относились к тому, что студенты не всё и не всегда вовремя сдают, не всё усваивают. Но мы контролировали учебный процесс. Речь в том числе идёт об экзаменах в конце учебного года. Они проходили с прокторингом — онлайн-сопровождением и контролем учащегося. Система отслеживает, чтобы в компьютере были включены камера и микрофон, наблюдает, что делает человек, анализирует, что происходит на мониторе. Она может зафиксировать, например, что в одной вкладке студент открыл вопросы теста, а в другой ищет в Google или Яндексе ответы. При этом всё делается автоматически.

До 40% дисциплин будут преподавать в УрФУ с использованием онлайн к 2024 году.

— Насколько эффективна такая система?

— Наши специалисты оценили эффективность выполнения заданий в системе прокторинга и без неё. И пришли к выводу: если выполнять тестовые задания, набор которых ограничен, то через некоторое время студенты все эти задания запишут и будут предоставлять тем, кто учится на младших курсах. Но можно задействовать более сложные системы, когда задания генерируются автоматически. Их невозможно запомнить, и, если время сдачи ограничено, а вы не подготовились, вы просто не успеете их решить. Найдёте в интернете ответы на два-три вопроса, а десять останутся нерешёнными. В этом случае нет разницы, наблюдаем мы за студентом или нет.

Иногда у студентов возникают проблемы с самоорганизацией. Особенно это касается младших курсов.
Иногда у студентов возникают проблемы с самоорганизацией. Особенно это касается младших курсов. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

— Как в этом году проходила работа с абитуриентами?

— Дни открытых дверей проводились в формате онлайн, вся приёмная кампания также была организована дистанционно – через систему личного кабинета. Основные сложности возникли из-за переноса сроков сдачи ЕГЭ, так как у людей было мало времени, чтобы подать документы. Но у нас всё получилось. Надеюсь, что такая форма приёма сохранится и в дальнейшем. Мы заметили, что в этом году к нам поступило гораздо больше заявлений из других городов и регионов. Абитуриентам не надо было приходить в университет лично, чтобы сдать документы, многие этим воспользовались, и это плюс. Мы – федеральный университет, и мы заинтересованы в том, чтобы у нас учились люди со всей России.

Всё делали правильно?

— В каком формате университет работает сегодня?

— Сегодня у нас смешанный формат. Часть лекций, семинаров и практических занятий проходит дистанционно, часть – в очной форме. Это либо работа с оборудованием, либо семинары, где нужна дискуссия, либо когда выступают яркие приглашённые преподаватели. Всё-таки энергетика живого общения с людьми совсем иная, чем когда педагог читает лекцию на камеру. Естественно, введён масочный режим, проводится регулярная уборка помещений средствами дезинфекции, на входе в университет при помощи тепловизоров у всех измеряется температура. Мы соблюдаем все меры, рекомендуемые Роспотребнадзором.

Сейчас в УрФУ смешанный формат обучения.
Сейчас в УрФУ смешанный формат обучения. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

— Теоретически высшее образование может быть полностью дистанционным?

— Всё зависит от того, о каком образовании идёт речь. Если мы говорим о медицине, то, скорее всего, это невозможно, там необходима работа с реальными людьми. А если это IT, то почему бы нет? Отмечу, что в стратегии развития УрФУ ещё до пандемии было заложено планомерное увеличение онлайн-нагрузки и использования электронных образовательных ресурсов. В прошлом учебном году у нас лишь 5% дисциплин преподавалось онлайн, а в этом их число составляет 20%. Планируем, что к 2024 году онлайн-нагрузка вырастет до 40%. Пандемия подтвердила, что выбранная нами стратегия оказалась правильной. Главное, чтобы все преподаватели и студенты поняли, что это нужно, что в любой момент возможен полный переход на дистант, и были готовы к этому.

— Есть такое избитое выражение: мир больше не станет прежним. Пандемия сильно повлияла на систему высшего образования в целом?

— На самом деле, все технологии у нас были и до пандемии. Если бы у нас их не было, мы бы не смогли так оперативно и достаточно успешно, а главное массово перейти на дистант. Коронавирус просто ускорил развитие высшего образования в этом направлении. При этом мы не говорим, что это лучший способ обучения.

Актуальные проекты

— УрФУ получил два серьёзных гранта от Минобрнауки РФ. Что это за гранты и какова цена вопроса?

— Это гранты на разработку модели цифрового университета и создание международного научно-методического центра для распространения лучших практик подготовки кадров в области математики, информатики и технологий.

Гранты подразумевают выделение 647 млн рублей на три года.

Концепция цифрового университета состоит из нескольких частей: онлайн-образования, создания специальных сервисов, автоматизации инфраструктуры. Тот же прокторинг раньше мало кто применял, а сегодня его вынуждены применять все. Есть система индивидуальных образовательных траекторий, когда студент может сам выбирать уровень освоения предмета, преподавателя, технологию обучения. Эта модель в дальнейшем может быть распространена и на другие вузы России.

Фото: Фото пресс-службы УрФУ

Во втором случае мы разрабатываем курсы для преподавателей других университетов. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» рассчитан на то, что у нас в стране будет готовиться большое количество специалистов в сфере IT. Но для этого нужны соответствующие педагоги, которые могут преподавать целый ряд дисциплин (искусственный интеллект, машинное обучение, виртуальная и дополненная реальность, прикладные математические методы и многое другое). Оба гранта мы выиграли ещё в прошлом году, но пандемия прибавила актуальности обоим проектам.

— В этом году УрФУ исполняется 100 лет, так получилось, что юбилей пришёлся на период пандемии. Это отразилось на формате проведения праздничных мероприятий?

— Да, этот год для нас особенный, юбилейные мероприятия будут идти в течение всего года – в онлайн- и офлайн-форматах. Некоторые из них уже состоялись, например, грандиозный праздник «Выпускной УрФУ», который вёл известный телеведущий Иван Ургант. Он проходил дистанционно и собрал, если не ошибаюсь, порядка 500 тысяч зрителей!

Но особенно насыщенным в этом плане будет октябрь. Руководство вуза запланировало около двух десятков научных, образовательных, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Это в том числе открытие онлайн-музея университета, финал IX общероссийского конкурса «Университетская книга», презентация книг, торжественное вручение премии «Признание», открытие выставки «100 лет Уральскому федеральному» в Ельцин Центре и Госдуме, вручение памятных медалей, собрание выпускников университета в Москве и многое другое. Центральным событием 23 октября станет интеллектуальное шоу в онлайн-формате с участием Леонида Парфёнова. С полным списком мероприятий можно ознакомиться на сайте нашего вуза.

Досье

Андрей Созыкин родился 20  марта 1979 года в городе Чайковском. В  2001 году окончил Пермский государственный технический университет по  специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и  сети». Кандидат технических наук. В 2020 году назначен проректором по развитию образовательной деятельности УрФУ. Занимался созданием суперкомпьютеров в Институте математики и механики УрО РАН.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах