Примерное время чтения: 6 минут
453

Равнение на НВП! Ветеран афганской войны о возвращении в школу военруков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. «АиФ-Урал» 23/11/2022
В советское время НВП школьникам преподавали офицеры. Кто этим займётся в новом учебном году, пока не ясно.
В советское время НВП школьникам преподавали офицеры. Кто этим займётся в новом учебном году, пока не ясно. / Владимир Ролов / «АиФ-Урал»

В будущем учебном году в школьную программу вернётся курс начальной военной подготовки. «Думаю, это правильно, это необходимо», – считает директор Культурного центра «Солдаты России», ветеран афганской войны Евгений Бунтов.

Досье
Евгений Бунтов родился в посёлке Шаля Свердловской области. Выполнял боевые задачи в Афганистане, в составе 345-го отдельного парашютно-десантного полка. После службы окончил Уральский государственный педагогический университет. Поэт, автор-исполнитель, член Союза писателей России. Директор Культурного центра «Солдаты России». Награжден орденом Красной Звезды. Лауреат национальной премии им. М. Ломоносова в области образования, культуры и искусства, лауреат множества песенных конкурсов и фестивалей.

Не под галочку

Рада Боженко, «АиФ-Урал: – Евгений, новое, как известно, хорошо забытое старое. У нас с вами в школе был такой предмет – НВП. Вам что-то пригодилось из него в жизни?

Евгений Бунтов: – С годами понимаешь, что многие вещи, которые в школьные годы казались ненужными, потом всё равно пригождаются. И потом, согласитесь, когда тебя что-то в школе заставляют делать, а ты не представляешь зачем – это одно, а когда обстоятельства жизни вынуждают что-то изучать – это совсем другое. Правда нашего времени такова, что простые гражданские люди должны иметь какие-то основы начальной военной подготовки. И я имею в виду в том числе и обстоятельства, никак не связанные с военными действиями, – нападения на учебные заведения, к примеру. Наша молодёжь, пребывающая в комфорте, не готова к стрессовым ситуациям, она не знает, что делать, как себя вести в экстремальных ситуациях.

Но, повторюсь, правда времени вносит свои коррективы. Посмотрите, как сегодня стали востребованы курсы тактической медицины. Люди поняли, как важно обладать навыками, которые могут пригодиться в любой сложной ситуации, перед любой опасностью: техногенной, террористической и так далее. Мы к этому не готовы, потому что десятилетиями жили в комфорте, полагая, что беспокоиться не о чем. Увы, правда жизни другая. Сегодня мы возвращаемся к той подготовке, которую нам некогда давали, и, думаю, это правильно, это необходимо. Дай бог, чтобы не пригодилось, но, повторюсь, это необходимо.

Пора возвращать наш нравственный стержень, вокруг которого будет строиться будущее общество, с которым будут жить наши дети и внуки.
И потом курс НВП – это больше история про психологическую готовность молодого человека к внештатным ситуациям, про внутреннюю собранность, внутреннюю мобилизацию.

– Было бы кому учить, вот ведь ещё в чём проблема.

– Да, это отдельный серьёзный вопрос. Нас с вами ещё учили фронтовики и специально подготовленные педагоги. Я сам оканчивал в университете факультет начального военного образования, из нас, афганцев, специально была набрана группа, чтобы мы передавали опыт. А сейчас ничего подобного нет, подготовка преподавателей НВП была обнулена, материальная база разбазарена.

Наверное, не зря начальную военную подготовку давали офицеры. И сегодня, думаю, снова пришло время обращаться к ветеранам боевых действий, предоставлять им возможность проходить обучение, чтобы получить доступ к педагогической деятельности. Самым неправильным и, более того, опасным было бы пойти по пути дополнительных учебных часов, которые возьмут на себя женщины-учителя и которые будут проводить их формально, под галочку. Для преподавания НВП нужны знания, нужен реальный опыт. Мне кажется, было бы разумно приглашать на тематические уроки специалистов. К примеру, на урок по тактической медицине – военного медика, по основам стрельбы – инструктора по стрельбе и так далее. А педагог в таком случае выступал бы организатором, координатором этого сложного процесса.

Вы знаете, ветераны Афганской войны никогда не прекращали работать с молодёжью. В том числе и тогда, когда НВП была вычеркнута из учебной программы. Но в её рамках эта работа, безусловно, будет вестись на ином уровне. Если, конечно, повторюсь, всё не будет спущено до формализма.

Молодёжь должна соответствовать духу времени, вызовам сегодняшнего дня. А они сегодня вот такие.

Избавиться от шелухи

– Общество в целом готово принять эти вызовы?

– Оказалось, да. Посмотрите, как здравомыслящие люди стали собираться в кулак! А то ведь расползлись все кто куда. И тут появилась доминанта, то, ради чего стоит объединиться. Я, вообще, считаю, что военная история нашей страны и движение народа через эту историю – это главное достояние России.

Признаться, я был по-хорошему, но удивлён, что наше общество сохранило нравственный корень, который десятилетиями из нас вытравляли. Национальную гордость, национальное самосознание вытравляли, обезличивая нас максимально. И вдруг, оказывается, нет, всё сохранилось – и патриотизм, и память предков. Не все, конечно, в обществе этот корень сохранили – так не бывает, чтобы все, но большинство мобилизовалось вокруг общей цели. Я ещё недавно ломал голову, как наше общество может избавиться от всевозможной навязанной шелухи, от культивируемой безнравственности, от этого бреда сивой кобылы вроде «массогендерности», каким образом оно вернётся к нашим исконным, традиционным ценностям. Но воистину пути Господни неисповедимы. Господь повёл нас вот таким сложным путём, и вдруг депутаты Государственной Думы начали принимать нравственные законы. Когда, извините, такое бывало? Да только ради этого стоило поднять голову из окопа.

Мы должны, наконец, понять, что пора возвращать наш нравственный стержень, вокруг которого будет строиться будущее общество, с которым будут жить наши дети и внуки.

– Вы, по сути, сейчас говорите о скрепах. А это слово сегодня нередко упоминается в ироническом ключе.

– Для традиционных народов, для многонациональной России нравственные категории всегда были превыше всего. Люди, которые им следуют, Родину за бургер не продадут. А тех ребят, которые устраивают истерику, потому что у них бургер отняли, я даже слушать всерьёз не могу. Я давно на свете живу, я видел, как всё это зло развивалось, видел, как нашу страну начали вести к гуманитарной катастрофе. Нравственная распущенность выдавалась за свободу. Мы катились в пропасть. Вернувшись из Афгана, мы всё это увидели и вступили в борьбу за наши национальные ценности. Возрождение традиционной России, конечно, не всем интересно. Ну так что, всех слушать? По мне так это только зря время терять.

Смотрите, рабочая неделя в образовательных учреждениях теперь начинается с поднятия флага России, с гимна России. В школы будет возвращена начальная военная подготовка. Кажется, мелочи, да? Нет! Так, по крохам, государство и собирается в кулак. Да, нам предстоит большая работа, в том числе над собой. И это не зона комфорта, это тропа в гору. Это стоит каждому понять, слезть с дивана и идти вперёд.

Кстати
22 апреля 1918 года в РСФСР был принят декрет «Об обязательном обучении военному искусству» – документ предполагал, что для подростков 15–17 лет будут открыты специальные учебные пункты. А граждане 18–20 лет будут обязаны осваивать 96-часовую учебную программу и потом зачисляться в списки резервных частей. В таком виде НВП просуществовала до 1947 года. В школах НВП появилась в 1967 году с принятием новой редакции «Закона СССР о всеобщей воинской обязанности», согласно которому допризывная подготовка стала отдельным предметом для учащихся старших классов средних школ и учреждений среднего специального образования. Начальная военная подготовка была обязательным предметом, стояла в расписании, за эту дисциплину ставили оценки. На уроки ходили и мальчики, и девочки. НВП включала в себя несколько практических и теоретических разделов. Ученики проходили строевую и огневую подготовку, учились оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, оборудовать окопы и траншеи. В теоретические разделы входили: тактическая подготовка и изучение теории ведения боя, ознакомление с индивидуальными средствами защиты от оружия массового поражения и обучение уставу. Школьники должны были знать воинские звания и уставные порядки, состав, структуру и рода войск, порядок прохождения воинской службы. Такая система допризывной подготовки была фактически отменена в 1990 году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах