Примерное время чтения: 8 минут
861

От семечки до табуретки. Как уралец развивает таежное крестьянство

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. «АиФ-Урал» 23/08/2023
Жизнь таёжного крестьянина связана с лесом.
Жизнь таёжного крестьянина связана с лесом. Из личного архива

Житель посёлка Атымья городского округа Пелым, основатель «Школы таёжного крестьянства» Яков Кузнецов уверен, что есть люди, для которых жизнь «в асфальте» – стресс. И он готов помочь им обосноваться в сельской местности и найти общий язык с природой. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

Тайга – дом родной

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Яков, для большинства людей тайга – это что-то далёкое, загадочное, отчасти даже пугающее. А для вас?

Яков Кузнецов: – Для меня тайга – дом родной, я коренной житель этих мест, которые, независимо от административного деления, называю Северным Зауральем. Это большая площадь между Уральским хребтом и рекой Обь, здесь граничат Свердловская область и Ханты-Мансийский округ.

У меня никогда не было попыток отсюда уехать, наоборот, если судьба меня куда-то забрасывала, всегда стремился вернуться. Всегда должен был быть здесь. Даже не могу объяснить почему, это внутреннее состояние. В 80-х годах я был студентом строительного техникума, и в каждой тетрадке на последней странице у меня был рисунок – родной дом. Этот дом моих родителей стоит в Атымье и сейчас.

Кстати, Атымья с мансий­ского переводится как сладкая, ароматная, вкусная река. Раньше в посёлке был леспромхоз и около двух тысяч жителей, но в 90-е годы прошлого века всё рухнуло и сегодня здесь проживает только несколько сотен человек.

– Вы изо всех сил пытаетесь вдохнуть в посёлок жизнь. Искренне верите, что столь отдалённая территория имеет перспективы развития?

– Я верю, что есть люди, для которых жизнь «в асфальте» – это стресс. И которые хотят попасть в иную среду, где смогут своим трудом добиться того уровня комфорта, который был у них в городе (к слову, наш посёлок газифицирован), при этом наслаждаться тишиной, общением с природой и использовать тот ресурс, те возможности, которые есть у этой территории. К примеру, я для себя понял, что хочу работать в лесу, и в 45 лет поступил в Лесотехнический университет. Я фактически создал себе рабочее место. А мой брат продолжает наше семейное дело – столярное ремесло. Вообще, проблем с работой нет, многие жители посёлка ездят в Пелым, где находится представительство крупной энергетической компании.

И потом не надо забывать про тот ресурс, который буквально под ногами: охотничьи угодья, грибы, ягоды, рыбалка, кедровый орех… Это дополняет наш образ жизни возможностью не только обеспечивать себя пропитанием, но ещё и отдыхать в лесу. Мне лично всё это очень нравится.

Но самое главное, что у меня душа болит за родную землю, поэтому я пытаюсь наполнить жизнь здесь новыми смыслами, сделать её интересной, привлекательной. Сегодня люди тянутся к природе, и многие хотели бы перебраться из города в сельскую местность. Думаю, свою роль здесь сыграла пандемия, когда все поняли преимущества жизни вне города, тем более что современное развитие технологий позволяет иметь все блага городской жизни и в сельской местности. Я вот честно скажу: всех сложностей, ограничений, вызванных пандемией, я здесь вообще не почувствовал.

От семечка до табуретки

– «Школа таёжного кресть­янства» как раз для людей, готовых к переменам?

– По сути, да. Я готов поделиться своим опытом с теми, кто готов сюда перебраться, но не обладает необходимым опытом, не имеет практики для того, чтобы здесь хорошо себя чувствовать. Строго говоря, это история от семечка шишки до какого-то изделия из дерева, той же табуретки, например. Человек должен понимать, как происходит этот процесс, чтобы пользоваться этим ресурсом.

Кологодные праздники объединяют жителей посёлка.
Кологодные праздники объединяют жителей посёлка. Фото: Из личного архива

Дело в том, что жизнь в таёжной деревни имеет свои особенности. К примеру, она подразумевает сбор дикоросов, заготовку дров, проведение рубок ухода в лесу и так далее. То есть жизнь таёжного крестьянина связана не с полем, а с лесом, в самом широком смысле слова. И всеми навыками, знаниями, ремёслами, которыми мы владеем, мы готовы поделиться. Как готовы и научить людей выживать в тайге, благополучно выходить из экстремальных ситуаций.

– Как вообще получилось, что вы занялись развитием посёлка?

– Я плотно занимался развитием своего хозяйства, а потом переключился на весь посёлок, осознав, что нельзя замыкаться только на себе, нужно помогать развиваться всей территории, на которой ты живёшь. Будущее ведь зависит только от нас.
Я не планирую делать из посёлка Атымья точку массового туризма, сюда будут приезжать люди, которых сам позову. Они будут участвовать в моих проектах, помогать мест­ным жителям развивать свою территорию. И эта команда будет «заражать» местных жителей, чтобы они тоже думали о родном месте, о том, что тебя окружает. Первые шаги мы уже делаем. Скажем, в этом году мы провели на поселковом кладбище субботник – убрали мусор, который копился там больше 50 лет. И люди выразили желание продолжить – там ещё есть над чем работать. Знаете, я понял, что не нужно людям причинять добро, в первую очередь необходимо спрашивать, что им действительно необходимо. Вот на уборку кладбища был запрос, и совместными усилиями всё получилось.

Зарядиться энергией

– На праздники, которые вы проводите, тоже был запрос?

– Я бы так не сказал, но в советское время в посёлке проводились праздники, тот же День молодёжи, например. Я же решил поменять формат и провожу кологодные праздники: Комоедицу (Масленицу), Купалу, Коляду, Таусень (праздник урожая). И дети, и взрослые с удовольствием в них участвуют, заряжаются энергией, становятся ближе друг к другу. Во всяком случае, таких впечатлений, как от плясок у костра, хороводов, древних обрядов, на городских гуляньях точно не получить.

История наших кологодных праздников началась с того, что как-то я пришёл в местный Дом культуры и предложил походить, поколядовать. Жители посёлка, конечно, удивлялись, но восприняли это благожелательно. А потом – это было в 2016 году – мы устроили массовую Комоедицу: с игрищами, хороводами, угощеньем. И так всем понравилось: «Давайте ещё что-нибудь проведём!» Летом провели Купалу, потом, осенью, Таусень… С тех пор по кругу четыре раза в год праздники и проходят, исключая, понятно, период пандемии, когда массовые мероприятия были запрещены. А в этом году особый противопожарный режим подкосил Купалу, которую мы решили не проводить, по­скольку костры были запрещены. Так что сейчас вся надежда на сентябрьский праздник урожая.

А вообще, что касается празд­ников, то со временем я хочу отойти в сторонку, поскольку они уже стали гармоничной составляющей жизни посёлка. Займусь другими проектами, в том числе хочу открыть в Атымье музей леса.

– Экспонаты, надо полагать, для него уже есть?

– Мы с братом собрали коллекцию, связанную с историей посёлка, с процессом, о котором я говорил: от семечка шишки до изделия. Она уже демонстрировалась в музее посёлка Пелым, в Ивделе и в Югорске. Мы выставляем документы, книги о лесе, деревообрабатывающие инструменты – те, которыми работал наш отец и мы вместе с ним. Кроме того, есть экс­понаты, связанные с лесным хозяйством, снаряжение, материалы и изделия из дерева и так далее. Знаете, существует такое выражение: «Если вы недовольны местом, которое занимаете, смените его. Вы же не дерево!» Это неверное сравнение. На самом деле, дерево совершает долгий путь, и этот путь прослеживается в нашей выставке. Кроме того, мы рассказываем о жизни людей, связанных с лесом, с деревообработкой, о жизни таёжных крестьян.

– В одной из социальных сетей вы отметили любимую цитату: «Гением может стать человек, узнавший своё предназначение». Каково ваше предназначение?

– Я, по сути, учёный, экспериментатор, который пытается улучшить жизнь окружающих с помощью своих идей, пытается открыть для них новые горизонты.

– Один в поле воин?

– Да, если он по-русски скроен и с ним Бог.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах