Последние годы иностранные туристы всё больше путешествуют по России, не ограничиваясь Москвой и Петербургом. Одной из причин такого интереса стала уникальная архитектура нашей страны.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/020/614/35b1430b642f9f6ad17f5050dfad9436.jpg)
В 2017 году Мисс Екатеринбург Анастасия Каунова провела экскурсию по городу журналисту из Мексики — и, конечно, рассказала ему про уральский конструктивизм.
В последние годы к старым авангардным шедеврам стали присоединяться и творения современных архитекторов.
Мы собрали топ-5 зданий, ради которых чаще всего иностранцы прилетают на Урал со всего мира.
1. Башня Фостера
![](https://static1-repo.aif.ru/1/11/1647254/c/252007b07af4ac6207e5e521a6b0b44d.jpg)
Башню в 15 этажей у набережной Исети сложно не заметить — причудливый фасад, спроектированный бюро Foster+Partners для РМК, имитирует кристаллическую решетку атома меди. Цвет соответствует — оттенок краски «рози голд» разработали специально для этого проекта: на уральском солнце именно он дает насыщенный медный цвет.
Переговоры о проекте начались ещё в 2010 году. Представители бюро больше года наблюдали за движением солнца в районе будущей стройки и даже изучали организацию труда в РМК, чтобы спроектировать не только фасад, но и интерьеры офисов.
![Макет здания на презентации проекта, когда башню ещё не начали строить.](https://static1-repo.aif.ru/1/ca/1647256/c/e955c74e9db083f652edc097653cf276.jpeg)
Здание собрано из бетона и стекла, а внутри — много свободного пространства, минималистичный дизайн и, конечно, медного цвета. И никакого эха: потолки сконструированы так, чтобы звук не распространялся.
2. Белая башня
![](https://static1-repo.aif.ru/1/cc/369406/c/1f442bce8c24bdffcd8846f672b2e3a3.jpg)
Белая водонапорная башня на окраине Уралмаша, построенная в 1930-х годах, не только шедевр конструктивистской архитектуры, но и что-то вроде эмблемы города. Башня была построена под руководством архитектора Моисея Райхера.
Когда-то у башни было вполне утилитарное назначение — до её возведения воду на Уралмаш возили на лошадях. Строение примечательно не только формой, но и конструкцией: огромный бак для воды почти парит в воздухе, опираясь лишь на три железобетонные опоры.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/4e/1649001/c/8629f7eb9114451b4b4fea8c4367c289.jpg)
![](https://aif-s3.aif.ru/images/020/727/e224cdeeb0cdda8545eb0f6629f0ec0c.jpg)
![](https://static1-repo.aif.ru/1/fa/1648979/c/4422331d06d22fa0dea575251427ac67.jpg)
Организаторы выиграли американский грант на восстановление постройки — так башня вновь попала на все архитектурные и туристические форумы. Дизайнеры и просто любители урбан-туризма ожидают окончания пандемии, чтобы приехать на экскурсию в башню на краю Уралмаша.
3. Гостиница «Исеть»
![](https://static1-repo.aif.ru/1/92/1648987/c/85b4066aff8dab958417f25c52b9caff.jpg)
Самая частая характеристика гостиницы и всего Городка чекистов в англоязычном интернете —«Soviet Utopia» (советская утопия).
Экспериментальные строительные проекты Урала, призванные создать идеальный мини-город для высших чинов НКВД и пугающие истории о пытках в подвалах жилых домов — уже достаточное основание для экскурсии по Городку Чекистов. Но туристов привлекают ещё и элегантные пропорции гостиницы «Исеть».
В 30-е годы прошлого века гостиница «Исеть» была настолько известным архитектурным шедевром Урала, что ее изображение печатали на марках революционной Испании.
![Испанская марка с уральским шедевром архитектуры, выпущена в 1937 году.](https://static1-repo.aif.ru/1/02/1649017/f21e969433afff68201b1f9e0d90f3cd.jpg)
Здание задумывалось как общежитие гостиничного типа для молодых офицеров НКВД — вдоль вогнутой части шли коридоры, вдоль выпуклой располагались сами квартиры. В них, как и во всем Городке, не было кухонь и ванных: предполагалось, что новый советский человек и быт будет вести по-новому — есть на фабрике-кухне, стирать в прачечных, мыться в бане (всё это было предусмотрено в комплексе Городка).
Около 20 лет на крыше здания была огромная надпись «Вперед, к коммунизму!». Но учитывая форму здания и трамвайное кольцо прямо перед ним, надпись вызвала у некоторых горожан ощущение, что «к коммунизму» — это бесконечное движение по кругу.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/44/1647043/c/f36b8099b4cc653c8b0a6f0dc9625ff7.jpg)
На первом этаже общежития располагался универсальный магазин, где можно было купить всё самое необходимое. Сегодня в этом помещении — ресторан.
В остальном здании после расселения общежития была гостиница, но с 2013 года она закрыта и законсервирована.
4. Дом физкультуры «Динамо»
![](https://static1-repo.aif.ru/1/b4/1649022/c/852feb8273237086b1ef73f91fa9aef2.jpg)
Дух настоящей морской набережной можно обнаружить на Плотинке у спортивного комплекса «Динамо». Строение, своей формой напоминающее корабль — даже есть капитанский мостик на крыше — построено в 30-х годах по проекту Вениамина Соколова, одного из самых известных представителей архитектурного авангарда на Урале. Главной задачей Соколова было отойти от типичной архитектуры спортивных сооружений — так и появился образ судна.
В 1980-е годы городские власти планировали снести этот памятник архитектуры ради сооружения на стрелке Городского пруда монумента погибшим в Великой Отечественной войне. И тогда горожане отстояли дом-корабль.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/1c/1647053/c/673e67bdf3aa766f042d200d35f70049.jpg)
Сегодня «Динамо», как и многие другие архитектурные памятники в столице Урала, переживает не лучшие времена. Интерьеры, увы, утрачены в процессе ремонтов и перепланировок, из-за замены оригинальных окон на пластиковые теперь все рамы разных форм и цветов.
Но туристы приезжают фотографироваться с уральским «кораблём», сожалея, что на «капитанский мостик» им не попасть.
5. Уралмаш
![Вид на площадь Первой пятилетки из альбома «Уралмаш» (издательство Внешторгиздат)](https://static1-repo.aif.ru/1/1d/1646628/c/f41288ce405e86966847e484ac5dd1a9.jpg)
Весь район выполнен в виде закрытого соцгородка, выросшего вокруг Уральского машиностроительного завода — в зарубежных путеводителях по столице Урала обязательно советуют погулять здесь. Иностранцы говорят, что архитектура здесь поражает своей аскетичностью и великолепием, пусть даже многие здания не в лучшем состоянии.
Маршрут туриста по Уралмашу выглядит примерно так.
![Гостиница «Мадрид»](https://static1-repo.aif.ru/1/4e/1646990/c/a99fd8bb3039687f9a59c774e6e8046d.jpg)
Старт от площади Первой пятилетки, где с одной стороны можно полюбоваться на ворота завода «Уралмаш», а с другой — на гостиницу «Мадрид». Затем стоит прогуляться по бульвару Культуры до Орджоникидзевского культурного центра. Как обещают путеводители, заблудиться тут не получится «благодаря изящной штриховке параллельных улиц и бульваров».
Туристов предупреждают, что жители Уралмаша известны своим сильным чувством принадлежности к району, и перепутать Уралмаш с Эльмашем означает очень обидеть местных.
![гостиница](https://static1-repo.aif.ru/1/2a/1649009/c/f508356a26ec700f927757d429f84d2a.jpg)
Отдельным аттракционом для туристов стало знание, что в 1990-е годы «крышевала» настоящая мафия. Разборки синдиката «Уралмаш» и банды «Центровые» до сих пор завораживают иностранцев, и многим действительно интересно послушать страшные истории местных, если знание языка позволяет.
6. Бонус: здания со стрит-артом
![](https://static1-repo.aif.ru/1/b5/1136244/c/2c6a10d0ec6797cd436c304d2e0275fc.jpg)
У Екатеринбурга богатая история уличного искусства, да настолько, что именно стрит-арт столицы Урала известен во всём мире. Иностранные туристы приезжали смотреть крышу пока ещё не снесённого Приборостроительного завода на Плотинке, где Тимофей Радя разместил огромные буквы.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/9b/1351793/c/5d0a0531eae79c03eda999f8d9a53544.jpg)
Гуляли от двора на Ленина, 5, где энтузиасты воссоздали работы старика Букашкина, осматривают конструктивисткие дворы вдоль улиц Малышева и Хохрякова, где прячется множество граффити.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/56/1356543/c/98226c3d4908186d68b06aacb1785760.jpg)
Ищут и фотографируют объекты «Стенограффии» и «Карт-бланша» — а с ними в кадр попадают фасады сталинок, опоры Макаровского моста...