Примерное время чтения: 9 минут
337

Митрополит Кирилл: «Чтобы быть христианином, снова требуется подвиг»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. «АиФ-Урал» 15/04/2020
предоставлено пресс-службой Екатеринбургской епархии

«Если нам удастся победить самого себя в том негативе, в котором мы часто пребываем, это и будет большой радостью», – говорит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

Митрополит Кирилл
Родился в посёлке Верхне­чусовские Городки Пермской области. Окончил Московскую духовную семинарию. 25 октября 1980 г. пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. В апреле 1984 г. возведён в сан архимандрита. В июле 2011 г. решением Священного Синода назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским. В октябре – главой Екатеринбургской митрополии. Возведён в сан митрополита. Имеет многочисленные церковные награды.

– Многие, к сожалению, празднуя Пасху, не задумываются о глубоком смысле этого праздника… В чём он?

– Человек больше всего на свете боится смерти, притом что он создан для вечной жизни. Так вот, Пасха – это и есть праздник победы жизни над смертью. Если до Христа смерть была достоянием человека и в духовном, и в физическом смысле, то когда Сын Божий принял на себя этот подвиг, воспринял искупительную жертву, Он дал человеку жизнь вечную, вернул человеку надежду на жизнь вечную. «Смертию смерть поправ» – своей смертью он попрал эту смерть человеческую, дал человеку обожествление. Поэтому праздник Пасхи – это и есть праздник торжества жизни над грехом и над вот этой страшной боязнью смерти. Это прежде всего.

Это знание подспудно присутствует в каждом человеке. Человек не может смириться с тем, что с окончанием физической жизни он умирает насовсем. Если бы он так жил, то никогда бы не строил храмов, не строил бы мест, в которых остаются творения живописи, искусства. Зачем всё это строить, создавать, если ты пожил и всё, больше ничего тебя не касается? Поэтому подспудно это знание есть даже у тех, кто это отвергает.

Почему мы не живём, опираясь на это знание, – это уже другой вопрос. Потому что, наверное, проще всего плыть по течению, утешать свою плоть и меньше думать о чём-то настоящем. Но как бы человек ни жил, что бы он ни говорил, что бы он ни делал, он должен будет пройти этот порог вечности. Все мы его должны будем пройти. Поэтому лучше об этом вспомнить раньше и жить так, чтобы наша встреча с Творцом была всё-таки более подготовленной. Это задача всех.

Человеческая натура слабая, мы все подвержены греху, у нас много разных нехороших, неправильных мыслей, а то и дел, и вообще очень часто мы себя любим больше, чем всё остальное, чем других людей. Мы считаем, что являемся центром этой жизни. На самом деле центром жизни является наш Творец. Чем раньше мы об этом вспомним, тем легче каждому из нас будет жить.

– Многие говорят, что нынешняя ситуация – повод как раз задуматься над этим.

– Очень большой повод. Святейший патриарх сказал очень важные слова, которые прозвучали для многих как гром среди ясного неба: «Остановитесь и подумайте о своей жизни». Остановитесь в стремительном беге, который присущ жизни современного человека, помолитесь и подумайте. Мы ведь даже не ценим то, что имеем.

– Какое у вас первое воспоминание, связанное с Пасхой, и какая Пасха запомнилась более всего?

– Помню, мне было три года, и я нечаянно свечкой в храме поджёг бабушке платок. Я стал засыпать стоя, а бабушка была очень маленькая, низенькая ростом, платок нейлоновый, и он сразу начал плавиться. Моя мама потом купила ей три платка, чтобы она не обижалась. Бабушка наверняка не обиделась, но всё равно этот платок кто-то из детей ей подарил, и она надела в храм самое дорогое, что у нее было. 60-е годы…

Пасха – это праздник победы жизни над смертью.
Пасха – это праздник победы жизни над смертью. Фото: предоставлено пресс-службой Екатеринбургской епархии

Это был маленький кладбищенский храм, на котором были снесены колокольня и купола, но я тогда считал, что так и должно быть. Там служил очень пожилой к тому времени священник, очень известный, к нему и сейчас ездят на могилку – отец Николай Рогозин. И прихожане были из моего посёлка, из окружающих сёл и деревень, приезжие из Перми, из Чусового, из других мест. Тогда к верующим применялись определённые репрессивные меры, и люди старались на Рождество или на Пасху уехать в храм в другой посёлок, потому что там их не знали. Это был такой очень добрый приход.

Мама уходила на Страстную седмицу в храм, жила там неделю – брала на это время отпуск за свой счёт, отработав его заранее. Я ходил в школу, но в Великую субботу приходил туда. Если на реке ещё стоял лёд – по нему, а если это была поздняя Пасха, староста нанимал катер, и нас перевозили с берега на берег.

А запомнится, думаю, больше всего нынешняя Пасха – столько в ней переплетений с моим детством. Конечно, время другое всё-таки, но для того, чтобы быть сегодня христианином, в очередной раз требуется подвиг. И этот экзамен мы должны выдержать, просто обязаны, иначе мы никто.

– Сегодня человек испытывает множество соблазнов, общество испытывают на прочность. Какие из этих угроз, на ваш взгляд, наиболее агрессивные?

– Они все взаимосвязаны. Скажем, удар по семье – это такой дьявольский удар на самом деле. Содом и Гоморра – это исторические города, это не сказка, то есть эти люди были и жили. Но никто не догадался уравнивать их с традиционной семьёй. Напротив, грех назвали «содомским». И этот удар по семье, который сегодня наносится, имеет большое антидуховное значение.

Разрушается сама основа человеческого бытия, она выравнивается между теми, кто является продолжателями человеческого рода, и теми, кто таковыми не является. Более того, сегодня человек порой подвергается дискриминации именно за то, что он следует традиционным взглядам на жизнь. Поэтому удар по семье – это нечто глобальное, подобное нынешней пандемии.

В такой ситуации разобщённость, безусловно, будет усугубляться. В первую очередь разобщённость поколений. «Уральские пельмени» очень интересно как-то показали встречу то ли родственников, то ли друзей, когда каждый в своём гаджете. Если люди сами уже разобщены, что их может соединить вообще? Это клубок, который можно только разрубить, уже не распутать, иначе мы окажемся в такой тупиковой ситуации, когда все будем врагами друг другу.

– Что значит «жить по-христиански»?

– Очень красиво сказал преподобный Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение». Это катехизис христианина.

Мы с вами должны жить по Закону Божьему, и себя мы обязаны менять в лучшую сторону. Поэтому вне зависимости от того, в каком государстве мы живем, у нас должны быть сохранены очень теплые и человеческие отношения друг с другом.

Это самое важное – уважать друг друга, а мы, если вы заметили, перестали друг друга уважать. Для меня это очень болезненно. И это проявляется буквально во всём. У современного человека напряжены нервы, чуть что-то пошло не так, любое замечание – взрыв эмоций.

Фото: предоставлено пресс-службой Екатеринбургской епархии

К сожалению, сегодня людям читать Библию не хочется – это нудно, тяжело, нужно включать мозг. При этом публичное пространство заполнено пустопорожней информацией и бесталанными людьми. Для чего? Неужели для того, чтобы у человека не было парения вверх, чтобы он не мыслил о высоком, о вечном? Неужели для того, чтобы принизить его не то что до минимума – до абсолютного минуса?

Поэтому сегодня так важен серьёзный труд на благо своей души, серьёзная работа над собой. Мы очень любим говорить о судьбе страны, но хочется сказать – за страну пусть президент отвечает, а ты отвечай за себя и за свое состояние души.

Церковь всегда давала возможность человеку подняться над самим собой. Но если ты не начнешь сам себя вытаскивать, Бог не сможет тебе помочь. Надо, чтобы Он увидел твою поднятую руку.

– Пасха 1945 года пришлась на 6 мая, когда заканчивались бои Великой Отечественной вой­ны. Пасху, я знаю, искренне верующий человек воспринимает как великую победу. Как её правильно встретить, чтобы было ощущение духовной радости?

– Чтобы было ощущение победы, нужно одолеть врага, а он сидит внутри нас. Если нам удастся всё-таки победить самих себя в том негативе, в котором мы часто пребываем, это и будет большой радостью, победой.

Надо никого не осуждать, ни на что не роптать, а всё-таки стараться думать о том, что Бог создал человека для вечной жизни и дал нам этот прекрасный мир, в котором мы живём, но, к сожалению, старательно его уничтожаем сейчас. Надо всё воспринимать как подарок Божий. Жизнь и всё, что вокруг нас, – Божий дар.

Пасха – это радость, а радость – это состояние души. Как один человек сказал: «Веселья много, радости мало». Нужно веселье от радости немножко отделить и пытаться обрести именно радость жизни. Бог всё равно нас любит. Если ты от Него не откажешься, Он даст возможность быть с Ним. И это большое счастье.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах