«Солнце живёт в каждом из нас, и пока его свет спрятан от нас самих, мы обречены на пустое и бессмысленное прозябание. Но приходит момент, когда наступает озарение», – делится источниками вдохновения дизайнер Татьяна Вавилова, которая не первый год принимает участие в Екатеринбургской неделе моды.
Что мешает дизайнерам
Надежда Литвинова, «АиФ-Урал»: Татьяна, вы видите модный мир из закулисья, знаете его секреты – как вам кажется, научились ли шить красивую одежду в России и на Урале в частности?
Татьяна Вавилова: В России сегодня появляется большое количество торговых марок, по качеству и уровню дизайна не уступающих европейским. На международной выставке моды Collection Première Moscow отечественные производители занимают два крупных павильона.
Но всё-таки основная доля потребителей (около 75%) модных брендов и дизайнерской одежды сосредоточена в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге. И лишь 25% приходится на другие города России. К сожалению, предложение модной одежды формируется за счёт иностранных дизайнеров, на первом месте – Европа. В странах Европы (например в Италии) государство поддерживает производителей одежды и дизайнеров, финансируя их продвижение на другие рынки. Также они имеют большое конкурентное преимущество – развитую систему индустрии моды.
Одна из главных причин медленного развития модной индустрии – отсутствие в России сырьевой базы и технологий. Изготовители одежды работают на импортном оборудовании и привозном сырье. Российская индустрия моды только начала формироваться.
Индустрия моды – это прежде всего развитая инфраструктура (наличие огромного количества производителей сырья и материалов – тканей, трикотажных полотен, комплектующих), предприятий по нанесению печати и различных видов отделки (цифровая, сублимационная печать, вышивание, стразирование, флокирование и т. д.), конструкторских бюро с лекальной базой, швейных и трикотажных производств, заточенных под производство на заказ. А продукт надо ещё и продвинуть, и для этого нужны пиарщики, журналисты, фотографы.
Что касается уральских модельеров, я бы их разделила на две категории. Первая – это бренды, работающие в рамках мировых тенденций. Это, прежде всего, динамично развивающиеся молодые компании 12Storeez, USHATAVA, Namelazz. Они соблюдают законы моды, выдерживают модную цветовую гамму, видовой ассортимент, силуэты и пропорции, используют современные натуральные материалы. Вторая категория – авторская одежда, когда у модельера есть свои определённые наработки, собственный разработанный способ изготовления и нанесения отделки, уникальный крой и т. д.
– Можно ли в сегодняшних российских реалиях дизайнеру одежды зарабатывать хорошие деньги, если ты не Вячеслав Зайцев?
– Да, и яркий тому пример – екатеринбургский бренд 12Storeez. За пять лет компания с нуля достигла миллиардного оборота, сегодня сеть имеет полтора десятка магазинов, головной офис в Москве, при этом треть продаж идёт через онлайн. Вещи бренда с удовольствием носят (и безвозмездно рассказывают об этом!) Эвелина Хромченко, Ксения Собчак, Полина Гагарина, Мария Кожевникова и другие звёзды.
Пробуждение огненного духа
– Чем была вдохновлена ваша коллекция для Недели моды?
– Весенне-летняя коллекция называется «Пробуждение солнцем». На её создание меня подтолкнуло летнее путешествие по дольменам Северного Кавказа. Загадки древних каменных сооружений до сих пор не дают покоя археологам, экстрасенсам и простым туристам. Когда я находилась в этом сильном энергетическом месте, лучи утреннего солнца и навеяли тему будущей коллекции. Сила солнца, которая пробуждает и возрождает к жизни, стала источником вдохновения. Солнце живёт в каждом из нас, и пока его свет спрятан от нас самих, мы обречены на пустое и бессмысленное прозябание. Но приходит момент, когда наступает озарение, вдруг посещают яркие и светлые идеи. Какая-то неведомая сила побуждает к действию, как будто обжигают полуденные лучи… Благодаря энергии солнца ты мчишься к своей цели, снося всё на своём пути... А когда огненный дух пробуждён, жизнь наполняется новыми красками и звуками, на душе становится тепло и светло.
Это эмоциональное состояние я и попыталась передать в своей коллекции одежды. В ней большинство деталей скроены полусолнцем, в изделиях много радиальных складок и защипов. Дополняют образ круглые сумки в виде солнца.
В нашей коллекции использованы все самые модные тренды: внимание к деталям – акцент на открытую спину, тонкие бретели, эффект плиссировки на кокетке или полочке плечевых изделий, асимметричный запах, разноуровневые детали, обтяжные пуговицы, острые воротники, широкая линия плеча, накладные и съёмные карманы, фигурные клапаны на них. Если говорить об ассортименте видов одежды, то сегодня есть из чего выбрать, на подиумах и плащи-тренчи, и объёмные «тренерские» куртки, и жакеты с зауженной талией, платья и юбки макси, джинсы-кюлоты, блузки с открытой спиной и драпировкой на груди, табард, топы с американской проймой… Ищите свой стиль!
Миллениалам важен процесс
– Кто сегодня покупает дизайнерскую одежду? В тренде у взыскательной российской публики недорогой масс-маркет или всё-таки штучный, индивидуальный продукт?
– На мой взгляд, на рынке одежды наблюдается полный хаос. В магазинах масс-маркета можно найти стильную и модную вещь по приемлемой цене. И наоборот, есть изделия от мнимых дизайнеров по завышенной цене, которые не несут никакой ценности (отсутствует дизайнерская идея, низкое качество используемых материалов и пошива, плохая посадка изделия по фигуре).
Потребитель дизайнерской одежды и масс-маркета, как правило, это одно и то же лицо. Сегодня формирование спроса на модный продукт начинается в интернете, социальных сетях, а конечная продажа происходит в шоу-румах или магазинах. Основные потребители – это поколение миллениума, молодые люди 20–35 лет, вовлечённые в цифровые технологии.
Производителям одежды приходится всё сложнее, так как им необходимо не только создать модный продукт, соответствующий мировым тенденциям, но и вкладываться в разработку фотоконтента и даже короткометражных фильмов, характеризующих определённый стиль жизни, чтобы продвинуться на просторах интернета. Ведь сетевое поколение получает удовольствие не от результата покупки, а от процесса.
– Кстати о соцсетях. Часто складывается ощущение, что дизайнеры подсматривают свои идеи в соцсетях и на улицах…
– Это нормальное явление. Россия не является страной – законодателем мировой моды. В связи с этим дизайнеры работают в русле тех мировых тенденций, которые диктуют подиумы Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Милана. Чистым плагиатом заниматься, конечно же, не стоит, но для анализа и вдохновения обязательно необходимо просматривать чужие дизайнерские идеи.
Нужно добавить, что российские федеральные торговые сети и производители «импортируют» дизайн одежды. Размещая заказ на производство, они часто пользуются готовыми разработками, имеющимися у фабрик и швейных производств. Особенно это касается обуви и аксессуаров.
Фото: Татьяна Вавилова, основатель ТМ Viva Divali