Эксперт Уральского государственного экономического университета доктор экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ Татьяна Одинокова провела сравнительный анализ принятой недавно программы долгосрочных сбережений и прежней системы государственной накопительной пенсии. Подробности на «АиФ-Урал».
«Хочется отметить, что новый пенсионный продукт не является первым и
уникальным. Ранее государство уже реализовало Программу софинансирования пенсий. Стать ее участником можно было до конца 2014 года, а взносы на формирование пенсионных накоплений перечислялись в течении десяти лет.
Таблица наглядно демонстрирует сходства и различия пенсионных программ.
Критерий |
Программа долгосрочных сбережений граждан 2024 |
Программа софинансирования пенсий 2008 |
Форма участия граждан в Программе |
добровольная |
добровольная |
Срок участия |
Определяется самим участником Программы |
минимум 15 лет |
Срок, в течении которого участник должен вступить в программу |
с 2024 по 2026 гг. |
с 2009 по 2014 гг. |
Срок, в течении которого участник должен внести первый взнос |
с 2024 по 2026 гг. |
с 2009 по 31.01.2015 года |
Период государственного софинансирования взносов участников |
в течение 3 лет |
в течениие 10 лет |
Возможность участников по своему желанию выйти из Программы или возобновить уплату взносов |
в любой момент по своему желанию можно прекращать либо возобновлять уплату добровольных взносов |
в любой момент по своему желанию можно прекращать либо возобновлять уплату добровольных взносов |
Минимальный размер государственного софинансирования собственных взносов участников в год |
2000 рублей |
2000 рублей |
Максимальный размер государственного софинансирования собственных взносов участников |
До 36 000 рублей в год |
До 12 000 рублей в год |
Определение размера государственного участия |
дифференцированно на основании информации налогового органа о среднемесячных доходах физического лица |
1000:1000 для всех ее участников, за исключением граждан, достигших пенсионного возраста и принявших решение об отсрочке получения пенсионного обеспечения, по которым соотношение софинансирования определялось как 1000:4000 (взносы : софинансирование) |
Возможность получения социального налогового вычета по НДФЛ |
имеется в установленных налоговым кодексом пределах |
имеется в установленных налоговым кодексом пределах |
Возможность получения участником ранее уплаченных сумм добровольных взносов при принятии решения о досрочном прекращении отношений |
отсутствует |
отсутствует |
Получение участниками прав на периодические выплаты |
через 15 лет или при достижении возраста 60 лет для мужчин или 55 лет для женщин |
при достижении возраста 60 лет для мужчин или 55 лет для женщин и принятии ими решения о получении пенсионной выплаты |
Срок выплат |
пожизненные или срочные, при этом срок должен составлять не менее десяти лет |
пожизненные или срочные, при этом срок должен составлять не менее десяти лет |
Гарантирование |
с момента вступления в Программу на суммы фактических взносов и софинансирования, но не более 2,8 млн. рублей. |
с 2014 года на всю сумму пенсионных накоплений, сформированных на лицевых счетах участников в финансовом институте системы обязательного пенсионного страхования ( НПФ или Управляющей компании), но не более 1,4 млн. рублей |
Возможность наследования |
сформированные в Программе сбережения наследуются в полном объеме за вычетом выплаченных средств (за исключением случая, когда ее участнику назначена пожизненная пенсия). |
Сравнение Программы долгосрочных сбережений граждан и Программы софинансирования пенсий демонстрирует, что последняя легла в основу анонсируемого нового финансового продукта и является продолжением государственной политики по стимулированию развития индивидуального негосударственного пенсионного обеспечения. Только что принятая Программа долгосрочных сбережений имеет как плюсы, так и минусы.
- К неоспоримым плюсам можно отнести юридическое оформление договорныхотношений, следовательно, нарушение прав и интересов его участников можно оспорить в судебном порядке.
- Сохраняется относительно небольшой размер ежегодного взноса. Это делаетвозможным участие в программе граждан с низкими доходами. Участник программы может воспользоваться правом досрочного расторжения договора изабрать всю сумму сбережений.
- К плюсам можно отнести добровольное участие и самостоятельное определение размера добровольных взносах, исходя из жизненных приоритетов и финансовых возможностей.
- Защита сбережений государством повышается.
- Новый закон повышает мобильность сбережений: можно перевести денежные средства из одного НПФ в другой. Сформировать долгосрочные сбережения в нескольких негосударственных пенсионных фондах.
- Дифференцированный подход в политике стимулирования взносов участников исходя из ежемесячных доходов населения, это повышает социальное равенство.
Фактически, данная программа ориентирована на молодёжь и граждан среднего возраста, которые должны быть уверены в своем ближайшем будущем и платежеспособности, возможности осуществлять добровольные взносы в течение достаточно продолжительного времени.
Как указано в законопроекте, долгосрочные сбережения будут формироваться гражданином самостоятельно за счет собственных взносов, а также за счет средств ранее сформированных пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Таким образом, государство хочет подойти к какому-то логическому завершению в вопросе накопительной пенсии, формируемой в системе обязательного пенсионного страхования и переложить ответственность на гражданина и работодателя, при этом не определяя ни мотивацию, ни социальную ответственность последних.
Также отметим, что участник Программы формирования долгосрочных сбережений не ограничен в количестве заключаемых договоров.
Можно сравнить данный финансовый инструмент с популярным у населения банковским депозитом. Вот, только насколько будет интересно населению отнести деньги в Программу, а не в коммерческий банк?
Развитие долгосрочных финансовых продуктов, в том числе с участием государства, – это правильное и нужное для нашей страны решение, но механизм воплощения в жизнь требует более основательного подхода с учетом интересов всех участников финансового рынка».