В сфере общественного транспорта Свердловской области две новости – плохая и хорошая. Плохая: стоимость проезда в большинстве муниципалитетов в ближайшее время вырастет. Хорошая: повышение будет не слишком существенным.
Предел оплаты
Предыдущие предельные тарифы на перевозку пассажиров в общественном транспорте были установлены в мае 2021 года. На данный момент в большинстве муниципалитетов поездка стоит 21 рубль или менее, а между городами внутри региона – 2,41 рубля за километр. Компании-перевозчики решили, что этого мало, и обратились в Региональную энергетическую комиссию с просьбой увеличить плату. Реальный тариф в городском сообщении они оценили в 25 рублей за билет. В пригородном и междугороднем – в 3,14 рубля за километр.
В качестве обоснования для повышения приводили те же доводы, что и перевозчики Екатеринбурга полгода назад: рост цен на топливо и ГСМ, дорожающие запчасти и ремонтные работы, необходимость увеличить зарплату персоналу. Но, учитывая и без того непростую экономическую ситуацию, областные власти решили, что аппетиты транспортников завышены. Правда, отказать им совсем у чиновников рука всё же не поднялась.
«Изучив расчёты перевозчиков, оценив социальные последствия нового тарифа, мы приняли решение удовлетворить их заявку, но лишь частично, – сказал руководитель Региональной энергетической комиссии Свердловской области Владимир Гришанов. – Предельная стоимость билета для муниципального транспорта составит 22 рубля за одну поездку. В пригородном и междугороднем сообщении (по межмуниципальным маршрутам) – 2,49 рубля за километр».
Нехитрые подсчёты показывают, что в последнем случае повышение составило всего 8 копеек за километр пути.
Жизнь по минимуму
Чтобы не было путаницы, напомним, что в ряде муниципалитетов Среднего Урала установлены индивидуальные предельные тарифы на перевозку пассажиров. Например, в Екатеринбурге проезд на всех видах транспорта, включая метро, стоит 32 рубля. В Верхней Пышме и Среднеуральске – 25, в Ревде – 24, а в Новолялинском и Нижнетуринском округах – 22 рубля. К данным территориям новая тарифная сетка никакого отношения не имеет.
Власти также отмечают, что на проезд в общественном транспорте по-прежнему распространяются все льготы, положенные пенсионерам, ветеранам труда, инвалидам, студентам и школьникам.
Как новые тарифы скажутся на самочувствии общественного транспорта в регионе, можно лишь предполагать. Ведь речь идёт не только о платёжеспособности уральских пассажиров, но и о выживании перевозчиков. Например, стоимость проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях Екатеринбурга в феврале была увеличена сразу на 4 рубля. Рост вроде бы существенный. Однако перевозчики говорят, что даже эта мера не сможет вывести отрасль из глубокого кризиса, одно из проявлений которого – страшный дефицит кадров: водителей, кондукторов, ремонтников.
«Устанавливая предельные тарифы по минимуму, власти, конечно, идут на поводу у населения, а точнее – у избирателей, – считает руководитель одного из транспортных предприятий Вадим Казарин. – Лишние социальные волнения сейчас никому не нужны, а повышение на рубль никто особо не заметит. Низкие зарплаты водителей, ветшающий автобусный парк, проблемы с запчастями, электроэнергия, налоги и так далее – всё это волнует сегодня исключительно представителей отрасли. Но когда отрасль начнёт сыпаться, а машины перестанут выходить на маршрут – это коснётся всех!»