Ничего страшного не происходит. Просто надо перенастроить сознание и развиваться в своём деле. В этом уверена создатель и директор швейной фабрики и бренда товаров для новорождённых и малышей KiDi Ирина Пуць.
Огонь, вода и медные трубы
- Сегодня в нашей стране, и в регионе в частности, взят курс на импортозамещение. В этих условиях, Ирина Викторовна, вы себя уверенно чувствуете?
- Вполне. Нашей компании более 20 лет, мы с 1999 года на рынке, и за это время прошли всё – огонь, воду и вот сейчас проходим медные трубы. Работаем спокойно, в штатном режиме, по плану, который наметили ещё в конце минувшего года.
- Возможно ли сегодня, на ваш взгляд, достичь успехов в замещении импорта отечественными товарами?
- Тут два аспекта. Первый – насколько мы сможем это сделать технически. За время, которое прошло с предыдущих санкций, мы видим позитивные сдвиги. Скажем, у нас – в том числе в нашем регионе, в нашем городе - за это время открылось много заводов, которые изготавливают сырьë. Это хорошо. Но второй аспект - это наше самосознание. Сможем ли мы внутри себя, в душе перенастроиться? Не знаю. Время покажет.
На самом деле, ничего страшного не происходит. Возможно лишь небольшое напряжение по сырью, и то не факт. Мы берём сырье в Узбекистане (это наш главный поставщик), в Турции и Китае, а фурнитуру – в Пакистане. Возят сырьё российские транспортные компании, так что перебоев быть не должно. В России фактически нет производства своей ткани, более 80% материалов закупается за границей и на будущее, конечно, нам необходимо развивать это производство заготовок сырья. Что я имею в виду? К примеру, в Иваново мы только красим материал, наносим на него рисунок, а белое базовое полотно привозим из-за рубежа.
Ориентируясь на импортозамещение, развивая собственные производства, надо отдавать себе отчёт, что всё заменить отечественным нереально. Сегодня каждая точка мира заточена на своё производство, в зависимости от имеющихся «талантов». Мы уже проходили «выращивание кукурузы», думаю, второй раз на те же грабли не наступим. Ко всему надо подходить разумно. Конечно, жаль, что мы забросили свою химическую промышленность, она бы нам сегодня очень помогла, потому что с чем и могут быть проблемы, так это с красителями и отбеливателями. Мы свой парк оборудования обновили китайскими машинками, рассчитываю, что глобальных проблем с запчастями не будет. Да и большинство швейников выбирают китайское оборудование.
- Беспокоитесь по поводу машин?
- Нет, в прошлом году мы успели их обновить, у нас сейчас более 70% машин – новые. Работаем над поддержанием их в хорошем состоянии – и швеи обучены за ними следить, и механик у нас грамотный. На нашем производстве развита преемственность, опытные специалисты обучают приводят начинающих, их. Традиционная и, считаю, замечательная, для нашей страны система наставничества у нас эффективно работает.
«Швы наружу» на камеру снимали
- Обратила внимание, что большинство швей…
- Да, приезжие. В основном из Кыргызстана и Казахстана (их прием на работу проходит в упрощенном порядке, который почти не отличается от приема российских сотрудников), Узбекистана и Таджикистана. К сожалению, мы перестали готовить свои кадры в том объеме, в котором они требуются нашему производителю, о чём я говорю уже много лет.
Бытует ошибочное мнение, что швейники сегодня не нужны. Не так давно мы, 18 уральских швейников, встречались с представителями регионального Министерства образования и озвучили статистику – в год только наш город мог бы «потреблять» тысячу специалистов. Между тем наше училище выпускает 13 (!) швей в год, и только шесть из них остаются в профессии. Нам объяснили это невостребованностью специальности. Но, погрузившись в эту тему, я понимаю, что на самом деле система подготовки бестолковая. Студенты учатся несколько лет, изучают много лишних предметов, получают мизерную стипендию. Притом, что это девушки, как правило, из не очень обеспеченных семей.
- Ваше предложение?
- По сути, нужен трёхмесячный интенсив, во время которого молодёжь жила бы в хорошем общежитии, и получала достойную стипендию и овладевала рабочей специальностью. А информацию о выпускниках надо разбрасывать по производствам. Тогда и девушки смогут выбирать место работы, и работодатели в очереди будут стоять.
Сегодняшней ситуацией необходимо грамотно воспользоваться, нужно правильно распорядиться имеющимися ресурсами, и тогда будет развитие, будет стабильность.
А что касается трудовых мигрантов… Если у нас культура домашних ремёсел в семьях почти утрачена, то у них шьёт едва ли не каждая вторая девушка. И не только девушки. У нас лет 15 назад из Узбекистана приезжала бригада мужчин. Это было что-то! Они шили как боги!
- Как вы относитесь к стереотипу: импортное априори лучше отечественного?
- Думаю, нельзя сравнивать по категории «лучше – хуже». У каждого свой клиент, свой потребитель. Относительно нашего производства могу с уверенностью сказать, что мамочки нас любят: однажды познакомившись с нашим брендом, одевают у нас и второго, и следующих детей, а теперь уже кто-то и внуков. Качество и безопасность, удобство одежды, современность коллекций подкупают наших постоянных клиентов и, надеюсь, подкупят новых, которых мы с радостью встретим.
У нас очень качественное сырье – мы работаем на чистом хлопке, как было принято в Советском Союзе. И технологии пошива детской одежды у нас традиционные, испытанные. К примеру, на международной выставке немцы изумлённо рассматривали наши изделия со швами наружу для малышей, спрашивали: «У вас так требуют?» Да никто не требует, просто мы интуитивно, как матери, понимаем, что для ребёнка именно так удобно. А для них это удивительно, они наши «швы наружу» на камеры снимали. Такими мелочами, которые совсем не мелочи, они не заморачиваются. У них и застёжка может, например, идти по спинке изделия. Каково малышу будет спать, тем более, если он запелёнан?
Авторские зайчики и мишки
- Каков ассортимент вашего производства?
- Изначально это были товары для новорождённых и малышей. Но сначала мы шили линейку до 5–8 лет, а потом её сузили. И продолжаем сужать, чтобы удовлетворить потребность, если можно так сказать, в глубину. Шьём пелёнки, распашонки, ползунки, конверты и многопредметные комплекты на выписку из роддома, сумки-переноски, матрасики, рюкзачки для переноски малышей, верхнюю одежду – комбинезоны на все сезоны, всевозможные шапочки…
- Почему вы ориентируетесь именно на этот ассортимент?
- Это получилось случайно. Вообще, у меня два образования. Во-первых, я инженер-металлург, а во-вторых, юрист, конкретнее – адвокат. Но, побегав по СИЗО, поработав на бракоразводных процессах и делах, возбуждённых против мужей, которые бросались на жен с топорами, я поняла, что не этим хотела в жизни заниматься.
Родом я из Можги, где на фабрике «Красная звезда» делали деревянные игрушки. Решила попробовать повозить их сюда в магазины. Возила баулами. Помню (смеётся. - Ред.), приходя в магазин, говорила, что машину за углом оставила, а на самом деле на трамвае ехала. Так вот, однажды меня спросили: «А вы пелёнки не продаёте?» Я тут же отвечаю: «Продаём!» А сама думаю: что я, пелёнки не сошью, что ли? Я ведь девочка из хорошей семьи с классическим воспитанием: умею шить, вязать, играть на музыкальном инструменте... Купила ситец, дома на машинке окантовала. Привезла. Приняли, спрашивают: «А в следующий раз когда привезёте?» Так всё и началось, наняла четыре швеи… Поначалу мы работали по запросу, 90-е годы, ничего же не было. А уже потом начали искать клиентов, сужать линейку. Сегодня наше производство – это несколько цехов в Екатеринбурге, цеха в Асбесте, Сухом Логу и более ста сотрудников. И объём продаж растёт год от года. Так что бешеное развитие у нас идёт вне зависимости от ситуации. Мы просто делаем своё дело.
- Кто у вас разрабатывает модели малышковой одежды?
- Сначала этим занималась я, а теперь дизайном, подбором ткани занимается моя старшая дочь Дарина. Она придумывает модель, подбирает к ней дизайн тканей, конструктор конструирует, технолог создает лекала на несколько размеров, и потом вещь кроится. Свою первую коллекцию, к слову, Дарина нарисовала в семь лет.
- Придумывая коллекцию, на что она в первую очередь ориентируется?
- На удобство, на современные цветовые сочетания, на моду. Понятно, что малышу без разницы, фиолетовый узорчик будет на его комбинезоне или розовый, а для мамы цветовое сочетание важно. Ну и, понятно, все любят зайчиков, мишек… Это вечная тема. Но все вышивки и рисунки у нас авторские, над ними работает наш дизайнер.
- Какой ценовой политики вы придерживаетесь?
- Мы ориентируемся на средний и средний-«минус» ценовой сегмент. В «эконом»-сегмент мы не уходим – с Китаем и подпольными цехами, которые налоги не платят, бороться конкурировать бесполезно. А до «премиум»-сегмента не дотягиваем в том числе и потому, что не тратим деньги на рекламу. Всё-таки понятие «премиум» - это, по большей части, реклама и упаковка. Мы не продаём красивые коробки, мы продаём красивую одежду.
- Продаёте где?
- У нас есть отдел оптовых продаж – продукцию отгружаем на маркетплейсы, в отечественные магазины, много забирает Казахстан, Монголия. Девушка из Монголии увидела меня в социальной сети, заинтересовалась, на свой страх и риск заказала нашу продукцию и… семь лет уже они с мужем с нами работают. Мы видели нашу продукцию в Турции, в Беларуси. Есть у нас и свой магазин розничной торговли.