Против вождения автомобиля в нетрезвом виде государство принимает много мер, периодически ужесточая их. Однако проблема остаётся актуальной – в год порядка 7,5-8 % аварий в России совершается по вине пьяных водителей. В целом в странах с высоким уровнем автомобилизации алкоголь регулярно указывается в отчетах о причинах ДТП.
Водители, употреблявшие перед поездкой алкоголь, значительно большему рискуют попасть в аварию, чем трезвые – согласно исследованиям, примерно в пять раз. И чем выше концентрация зеленого змея в крови, тем вероятнее неадекватные реакции на дороге и серьёзнее последствия ДТП.
Двойной удар
Алкоголь оказывает негативное воздействие на организм водителя после аварии. Алкогольная интоксикация усложняет для медиков процесс диагностики и назначения подходящего лечения, в частности потому, что пациенты не могут точно рассказать о уровне и локализации болевых ощущений. Алкогольное опьянение может имитировать симптомы травмы головы. Вообще, алкогольная интоксикация предрасполагает к получению более тяжких травм.
Также алкоголь может вступать в реакцию с медикаментами, особенно с болеутоляющими и седативными препаратами, осложнять хирургическую операцию и влиять на выбор анестезирующего средства.
Пациенты, имеющие проблемы с алкоголем, могут иметь сопутствующие медицинские сложности, которые способны повлиять на лечение. К слову, алкоголь обостряет хронические заболевания и скрытые нарушения, такие как заболевание сердца, пониженная свертываемость крови и инфекции. И процесс выздоровления также может осложняться, тем более что организм, ослабленный алкогольной интоксикацией, больше подвержен присоединению инфекций, развитию пневмонии.
Для пациентов, находящихся в момент получения травмы в состоянии алкогольного опьянения, выше риску получения новых травм в дальнейшем.
Кто в зоне риска?
Ещё один неутешительный вывод подсказывает статистика: многие нетрезвые водители-нарушители нарушают закон повторно.
При проведении исследований роли алкоголя в дорожных авариях необходимо разделять происшествия на те, в которых алкоголь действительно явился причиной, и те, в которых – нет. Концентрация алкоголя в крови – это основной фактор в определении взаимосвязи между выпивкой и ДТП, она устанавливается при проверке образца крови, мочи или выдыхаемого воздуха.
Ряд исследований позволил установить целостное представление о водителях, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения. Типичный нетрезвый водитель, по статистике, молодой мужчина (от 18 до 24 лет) из низких социально-экономических слоев, с недостаточным уровнем образования. Скорее всего, одинок или разведён, не уверен в себе.
Аварии, связанные с управлением транспортом в состоянии алкогольного опьянения, часто происходят из-за превышения скорости и съезда с проезжей части. Часто происходит столкновение с неподвижным объектом на обочине: в черте города – с дорожными знаками или электрическими столбами, в сельской местности – с деревьями, мостами и ограждениями.
Аварии, связанные с вождением в состоянии алкогольного опьянения, чаще случаются в ночное время суток и в выходные дни или во время активного досуга. Причём, это касается не только пьяных водителей, но и нетрезвых пешеходов. Они также более подвержены риску попасть в ДТП в темное время суток. Дополнительными негативными факторами служат перемещение по дорогам со скоростным режимом выше 50 км/ч, в деловых или коммерческих кварталах, на внутриквартальных проездах, тем более, если пешеход нарушает правила дорожного движения.
Чтобы помочь сотрудникам полиции предотвращать катастрофы, жители могут проявлять инициативу и своевременно сообщать о факте управления транспортным средством лицом в состоянии опьянения.