На днях губернатор Свердловской области Александр Мишарин заявил о возможности продать находящийся в собственности аэропорта «Кольцово» топливозаправочный комплекс сторонним организациям (часть предприятия контролируется областными властями). Об этом было сказано во время встречи с журналистами, которые тут же вспомнили, что идея далеко не нова. С ней несколько лет назад выступал прежний глава региона Эдуард Россель, однако его инициатива не прошла.
Меняем на керосин
При новом губернаторе идея продать ТЗК обрела несколько иной смысл. До 2007 года это предприятие было для аэропорта неким источником дополнительного дохода. Поставки авиакеросина осуществляло только дочернее предприятие ТНК, чье исключительное положение позволяло манипулировать ценами на топливо. Стоимостью топлива интересовалось свердловское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), поскольку эти манипуляции увеличивали стоимость перевозки.
После смены власти в регионе приоритеты изменились. Губернатор Александр Мишарин, будучи экспертом в области логистики, взялся за создание региональной авиации по направлениям Екатеринбург - Челябинск, Пермь и север Тюменской области. Об этом он не раз говорил в ходе пресс-конференций, видя в воздушных перевозках в пределах УрФО одну из точек роста экономики. Именно поэтому продажа ТЗК вновь стала актуальна. По задумке, эта сделка (а в качестве возможного покупателя может рассматриваться глава «Лукойла» Вагит Алекперов) даст аэропорту «Кольцово» средства на приобретение самолетов. Кроме того, сделка может нарушить монополию на поставку топлива, что снизит стоимость авиабилетов. Это будет крайне актуально на рейсах в пределах УрФО.
Два убитых зайца
Какой эффект от сделки будет первичным, а какой - вторичным, пока неизвестно. Также неизвестно - кто, кроме «Лукойла», может стать покупателем ТЗК. Не исключено, что поставщиков будет больше.
Между тем, в «Кольцово» об инициативе знают, но пока не комментируют. Однако, по словам PR-директора аэропорта Юлии Федотовой, ТЗК действительно находится в собственности, но не входит в состав структуры «воздушных ворот» Екатеринбурга. «Нам в силу определенных рисков проще отстраниться от этого вида бизнеса. Аэропорт на стоимость билетов влияния не оказывает и действует в рамках тарифов на услуги, согласованных с ФАС. Цены на билеты - исключительная компетенция авиакомпаний», - заявила «АиФ-Урал» Федотова, пояснив, что с 2007 года аэропорт находится под пристальным вниманием антимонопольщиков.
Впрочем, и в местной крупнейшей авиакомпании «Уральские авиалинии» к идее губернатора также относятся сдержанно. По мнению ее совладельца Кирилла Скуратова, цены на авиатопливо средневзвешены и смена владельца, а также появление другого поставщика, на удешевление перевозок не сильно повлияют.