В конце минувшей недели Свердловская область удостоилась престижной международной премии в сфере туризма «Золотое яблоко». Чем регион «подкупил» мировую общественность? Об этом рассказывает руководитель Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова.
«Высшая проба»
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Эльмира Наилевна, премия «Золотое яблоко» - высшее достижение в сфере туризма?
Эльмира Туканова: Вы знаете, в чём уникальность премии? В том, что до нас её в России получали только три города: Суздаль, Москва и Казань. А в нашем случае она была вручена региону как центру делового и событийного туризма. Это большой рывок, потому что сегодня многие профессионалы отрасли в России и за рубежом говорят, что можно развивать маршруты, культурно-познавательный туризм, популяризировать город, регион, страну, но не достигнуть того яркого эффекта, который может быть от одного яркого, большого события или череды событий. Вот, скажем, все любят шутить над «Турниром косарей», дескать, он специфичный, небольшой… Но мне кажется (и многие мои российские коллеги так считают), что «Турнир косарей» сегодня – наша региональная изюминка, ничего подобного в России и в мире нет. Это и популяризация индустриального туризма, и самобытное событие, причем в глубинке.
А вообще, у нас нет и не может быть конечного результата. Стоит только успокоиться и сказать: «Мы достигли всего в этой жизни», как это будет шагом назад. В туризме настолько быстро всё меняется... Это во-первых. А во-вторых, любое достижение в нашей сфере – это результат работы не одного человека и даже не одной команды, в туристической отрасли задействованы абсолютно все. Включая жителей Екатеринбурга и области, которые также влияют на продвижение региона в этой сфере, потому что туристы, встречаясь с уральцами, делают для себя определенные выводы. В том числе о том, насколько регион гостеприимен.
Туризм – это ведь не статичный набор услуг, это постоянный рост, развитие, мобильное ориентирование на целевую аудиторию. Я всегда говорю, что съезд миллиардеров и слёт мелиораторов – это совершенно разные истории. В этом и есть постоянная работа, постоянное саморазвитие.
И сегодня, получив премию «Золотое яблоко», мы понимаем, что в будущем предстоит ещё больше работать. Чтобы, во-первых, удерживать лидирующие позиции. А во-вторых, чтобы выводить регион на другие высоты. Например, развивать не только какие-то внутренние маршруты, но и межрегиональные, то есть обозначать Средний Урал в едином российском бренде как одну из точек, которую иностранные туристы обязаны посетить, будучи в России.
- «Яблоко» и в самом деле золотое?
- Позолоченное, но, без сомнения, это премия высшей пробы. Кстати, во время доставки «Золотого яблока» в Екатеринбург случился казус. Президент FIJET Тижани Хаддат неизменно следует традиции – куда бы он ни вез премию, кому бы она ни вручалась, он всегда держит «Золотое яблоко» при себе, не выпуская из рук. В этом отношении особая энергетика! И в Турции, на границе, таможенники, увидев надпись «Golden Apple», весьма заинтересовались составом «яблока». Тижани впервые пришлось выпустить его из рук, до тех пор пока не было определено, что оно на самом деле не из драгоценного металла. Наше «Золотое яблоко» совершило интересное путешествие: из Египта, в Тунис, через Стамбул в Екатеринбург.
Поскольку, как я уже говорила, в сфере туризма задействованы абсолютно все, то и к получению этой престижной премии сопричастны все уральцы, поэтому «Золотое яблоко» будет выставлено в публичном месте для всеобщего обозрения.
Прошлое, настоящее, будущее
- Таких мест много, поскольку мне всё нравится в нашей области. Скажем, на рождественские праздники я еду в Верхотурье, очень люблю Верхотурье зимой. Тем более что там появились новые места коллективного размещения, которые располагают к тихому семейному отдыху. Если речь идёт об активном отдыхе, то это, конечно, сплав по Чусовой, а если говорить о релаксе, то мне очень нравится Сысерть, где прекрасная инфраструктура на любой кошелёк, там по водохранилищу даже на яхте можно ходить. Что же касается России в целом, то мне было бы интересно побывать на Камчатке, в Хакасии. Я вообще люблю путешествовать по России, мне здесь комфортно, спокойно.
А Европа… Она, на мой субъективный взгляд, стала настолько мультинациональной, что постепенно страны теряют свою самобытность.
- Нашему региону это не грозит?
- Уверена, нет. Такие города, как, например, Невьянск, Ирбит, Нижний Тагил, Верхотурье, формируют уникальность, как и всё то, что у нас сохранилось: старые предприятия, объекты, построенные ещё при Демидовых, сама история Демидовых. И эту уникальность поддерживают туроператоры, которые формируют исключительные продукты. В частности, «Урал для школы». Те знания, которые школьники получают, путешествуя по Свердловской области, они точно не получат нигде.
Если же говорить о нашей уникальности на карте России, то это индустриальное прошлое, настоящее и будущее. У нас чётко прослеживается эта нить: прошлое – Демидовы, настоящее – предприятия, которые разрабатывают и реализуют экскурсионные программы, будущее – технологии, которые представляют на ИННОПРОМЕ.
Пройти через «сито»
- Ни в коем случае не мелко! Когда нам говорят, что надо развивать туризм в каком-то маленьком населенном пункте, какой мы видим единственный путь? Поддержать там какое-то событие, какой-то фестиваль, праздник, тем более если он уникальный, этнографический, да еще и транспортная развязка там удобная. Потому что, стопроцентно, через это уникальное событие пять, десять, двадцать тысяч человек, которые там соберутся, поймут, почувствуют, увидят уникальность места. Яркий тому пример – военно-исторический фестиваль «Покровский рубеж», который проводится в Артёмовском районе. Это единственная историческая реконструкция на территории Свердловской области.
Но! Турист должен быть «возвратным», он должен оставить позитивный отзыв. А для того чтобы это случилось, необходимо, чтобы там были хотя бы элементарные объекты инфраструктуры. Схема для нас, как для профессионалов, проста. Что значит «мероприятие прошло удачно»? Приехали люди, остановились в коллективных местах размещения, этих туристов обслужили предприятия питания, приняли экскурсионные объекты (музеи, мастерские народных промыслов и так далее). В этом случае и туроператор спокоен – его туристу показали достопримечательности, накормили, спать уложили, а на другой день ещё провели для него какое-то мероприятие. Но это задача самих организаторов события. Увы, многие сегодня не думают о привлекательности события для бизнеса (пусть даже для бабушек с пирожками), для туроператоров. Провести, например, фестиваль ради фестиваля, порвать три баяна – это не то. Такое мероприятие обязательно умрет.
И мы, когда объявляем конкурс событий (в этом году уже подано более 220 заявок), оцениваем возможности организаторов и территории, чтобы увидеть в дальнейшем, что те деньги, которые туристы с собой привезут, останутся на этой территории. Мы проводим отбор потенциально привлекательных для туристов событий, знакомимся с презентацией. И тех, кто проходит через «сито», поддерживаем материально.
- Приведите, пожалуйста, пример мероприятий, которые вы с удовольствием поддерживаете.
- За пять лет, в течение которых мы поддерживаем событийные мероприятия, уже сформировался своего рода топ тех, которые растут профессионально: организаторы взаимодействуют с туроператорами, создают инфраструктуру, понимают значимость экскурсионных маршрутов, формируемых на время события, уделяют отдельное внимание туристам. Это такие события, как «Ночь музыки» в Екатеринбурге, Венский фестиваль музыкальных фильмов, Ирбитская ярмарка, фестиваль Ural Terra Jazz в Камышлове, «Турнир косарей». И, что очень важно, они не только продвигаются на уровне региона, но и участвуют во всероссийских, международных конкурсах.