На прошлой неделе автовладельцы Екатеринбурга были сильно удивлены квитанциями на оплату штрафов за неоплаченную парковку в центре города. За несколько дней «письма счастья» получили тысячи водителей…
Случилось страшное
«Случилось страшное для Екатеринбурга – в автоматическом режиме стали приходить штрафы за неоплату парковки, причём, по всей видимости, произошло это весьма массово, – рассказал автоэксперт, юрист Максим Едрышов. – Могли бы, конечно, и предупредить. Семь с половиной лет местные чиновники не могли понять, как наказывать водителей, штрафов не было, и количество платежей за парковку исчислялось не сотнями, а десятками. Но, похоже, халява закончилась, и половина города стали должниками в один момент…»
Представители мэрии оперативно подтвердили, что да – халява, действительно, закончилась. «На сегодняшний день оформлено порядка трёх тысяч протоколов, – отметил замглавы Екатеринбурга Алексей Бубнов. – И если люди не будут платить, то их будет всё больше и больше».
Чиновник посоветовал: боитесь наказания – либо оплачивайте стоянку, либо не пользуйтесь платными парковками. Ну, или пересаживайтесь на общественный транспорт.
Благие намерения
Напомним, что платные муниципальные парковки появились в городе ещё в 2014 году. Намерения властей были, в общем-то, благие: разгрузить центральную часть мегаполиса от частных машин, побудив автолюбителей пересаживаться на общественный транспорт. Повсюду начали устанавливать паркоматы, а организаторы проекта грозились жёстко наказывать водителей за неоплату машино-места. Стоимость часа составила 30 рублей в час (за восемь лет она так и не выросла).
И поначалу дело пошло достаточно бодро: за первые два месяца работы платных парковок мэрия собрала свыше миллиона рублей. Но дальше что-то пошло не так. Горожане быстро смекнули, что, в принципе, можно и не платить и им за это ничего не будет. И оказались правы…
В 2018 году специалисты подсчитали расходы и доходы и прослезились: установка паркоматов на улицах Екатеринбурга обошлась к тому времени в 55,7 млн рублей, а годовая прибыль оказалась в разы меньше. При этом общая сумма платежей ежегодно падала на 20–30%. До последнего времени лишь треть водителей оплачивали парковку – либо самые добросовестные, либо приезжие.
Можно оспорить?
Между тем летом этого года власти решили: так жить нельзя. Глава города Алексей Орлов подписал постановление о создании комиссии, которая на данный момент занимается выписыванием штрафов. В её состав вошло десять человек. Машины с фото- и видеофиксацией курсируют возле парковок и ловят нарушителей. Уведомления об оплате штрафа отправляются «Почтой России» или в электронном виде через Госуслуги.
Будет ли такая система теперь работать всегда или станет разовой акцией – пока не ясно. Ряд водителей, не желающих тратиться, уже нашли выход из ситуации: ставят авто на платную парковку, снимают с машины номера или прикрывают их тряпочкой и преспокойно отправляются по своим делам.
Кроме того, некоторые автолюбители, уже получившие «письмо счастья», говорят, что в уведомлениях не указана ни дата, ни место нарушения. При этом многие недовольны условиями работы платных парковок. «В ночное время должно быть бесплатно, хотя бы для местных жителей», – пишут пользователи в социальных сетях». «Почему невозможно заплатить наличкой?»
Стоит также отметить, что требование оплатить штраф запросто можно оспорить: для этого необходимо направить жалобу в мэрию (в том числе по электронной почте admkom@ekadm.ru) или обратиться в суд. Если «письмо счастья» составлено с нарушениями, служители Фемиды посчитают документ недействительным.