Городские чиновники затеяли ни много ни мало… очередную реформу на общественном транспорте.
Куда мы едем?
![](https://aif-s3.aif.ru/images/014/107/56d97a6a449c7506f6c25906cf502ce9.jpg)
За 26 млн рублей подрядчику предстоит оценить нынешнее состояние транспортной сети, определить приоритеты по её развитию, скоростной режим на различных участках, выбрать зоны для одностороннего и реверсивного движения, скорректировать работу светофоров. Отдельному анализу подвергнутся потоки большегрузов, будут разработаны полосы для общественного транспорта, схемы парковок, обоснуют увеличение количества штрафстоянок и велодорожек.
При этом разработчики должны будут учесть мнение горожан. Для этого им необходимо провести соцопрос (не менее 2 000 респондентов), обработать результаты и выяснить: какие виды транспорта предпочитают горожане, когда, куда и зачем ездят, что хотят изменить.
В задании также оговаривается, при каких условиях стороны освобождаются от ответственности за неисполнение своих обязательств по контракту. Это обстоятельства непреодолимой силы: наводнение, пожар, землетрясение, диверсия, военные действия, блокада.
Цель работы (цитируем) – «обеспечение безопасности дорожного движения и повышение пропускной способности дорог». Грубо говоря – избавление от пробок. В целом же возникло ощущение, что городские власти подспудно хотят вытеснить автомобилистов из центра города, создав более комфортную среду для пешеходов и общественного транспорта.
Дежавю
Инициатива мэрии вызвала замешательство среди жителей Екатеринбурга, отразившееся в том числе в социальных сетях. «Шо, опять?! Распильщикам из «Город.PRO» мало 8 млн?» - возмущаются пользователи.
Дело в том, что нечто подобное в столице Урала уже было. Пару лет назад группа урбанистов из фонда «Город.PRO» во главе с Владимиром Злоказовым и Ларисой Бузуновой по заказу городских властей разработали реформу по оптимизации маршрутов общественного транспорта. К проекту привлекли в том числе всемирно известного американского специалиста Джарретта Уокера. При этом за работу они взяли «всего» 8,1 млн рублей.
Но уже самые первые попытки воплотить реформу в жизнь вылились в скандал. На урбанистов вылили немыслимое количество грязи в соцсетях и СМИ (Бузунова даже на время удаляла свою страницу в Facebook.) На критике новой транспортной схемы пиарились политики и общественники. Неожиданно выяснилось, что создатели реформы «забыли» посоветоваться с ГИБДД региона, что очень разгневало тогдашнего главу ведомства Юрия Дёмина. Разработчиков обвиняли в некомпетентности, поспешности, отрыве от реальности, вредительстве и даже вызывали в прокуратуру…
С того времени прошло чуть более года. Реформу перенесли на 2019-й, ушёл из жизни куратор проекта вице-мэр Евгений Липович. И вот городские власти вновь взялись за старое…
За и против
Но неожиданно выяснилось, что нынешняя транспортная реформа – это не та реформа, которая была раньше, а совсем другая реформа, которой доселе ещё не было. Оказалось, что необходимость разработки новой схемы продиктована федеральным законом №443 «Об организации дорожного движения в РФ». Не исполнить его чиновники не могут, так как он принят Госдумой, одобрен Совфедом, и вообще его Путин подписал!
«Разработка комплексной схемы позволит понять, как нужно изменить движение транспорта, работу светофоров на том или ином перекрёстке, где сделать выделенные полосы, где какое ограничение ввести, - пояснил замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам транспорта, благоустройства и экологии Евгений Архипов. – Эта научная работа позволит компьютеризировать всю информацию о каждой точке и сделать движение удобным как для автомобилистов, так и для пешеходов».
Выяснилось также, что фонд «Город. PRO» участвовать в конкурсе даже не планирует. Для этого у местных урбанистов нет ни ресурсов, ни желания. При этом у них большие сомнения в успехе проекта.
«Когда создание какого-либо планировочного документа продиктовано не естественным запросом, а навязанными извне новыми требованиями законодательства - это всегда большой риск, что сделают «на отвяжись», положат на верхнюю полку в шкафу и забудут навсегда, - считает урбанист Владимир Злоказов. – Ну, или пропишут какую-нибудь глупость вроде строительства подземных переходов и развязок в городской застройке «для увеличения пропускной способности».
По мнению Злоказова, в Екатеринбурге есть 2-3 проектных института, способных выполнить заказ мэрии. Но не исключено, что конкурс выиграет какая-то федеральная компания, которая занимается подобными разработками по всей стране. Кто станет победителем – узнаем 25 мая.