Региональное Министерство социальной политики предложило некоммерческим организациям (НКО), предоставляющим гражданам социальные услуги, использовать единую электронную площадку. Такой вариант взаимодействия значительно упростит бюрократические процессы для получения компенсации со стороны государства, а конечным потребителям – жизнь.
Человеческий фактор
Именно на эту тему в министерстве состоялся круглый стол, который посетили более 20 представителей НКО, государственных поставщиков соцуслуг и членов Общественной палаты. Чиновники показали все возможности взаимодействия с организациями через электронную площадку, которая позволяет не допускать типичных ошибок при заполнении бумажных документов: путаницы с датами заключения договоров, периодичности оказания услуг, отсутствия подписей, печатей и многого другого – человеческий фактор в таких случаях неизбежно подводит. В последних случаях это приводит к тому, что организации не могут получить законные компенсации со стороны государства, а в иных случаях становятся и объектами прокурорских проверок.
Свердловские власти уже используют электронный документооборот между государственными поставщиками социальных услуг, но в регионе активно растёт количество НКО: сегодня насчитывается 28 таких организаций, которые работают с детьми с ОВЗ и людьми пожилого возраста, нуждающимся в сторонней помощи: сходить в магазин, помочь с уборкой дома, предоставить домашнее обучение.
Действительно, прогресс наблюдается уже сегодня. Из 28 НКО две – «Радуга добра» и «Наш Малахит» – перешли на такой вариант работы с документами. Более того, благодаря техническим возможностям электронной площадки социальные работники прямо на месте вводят в планшетах необходимые данные о предоставлении услуг, избегая траты времени на заполнение бумаг и отчётности. «Сервис развивается. К примеру, пока бабушке работник моет пол, та может пообщаться через мессенждер с родственниками. Таких возможностей много, как в случае с выбором между Apple или Android (операционные системы мобильных устройств. – Ред.)», - отмечает чиновник.
По его словам, власти дают НКО возможность выбора – перейти на электронную площадку или остаться в бумажном документообороте. Сам доступ к площадке предоставляется бесплатно, но для работы потребуется приобретение комплекса защиты персональных данных. Для тех, кто не может себе это позволить, в управлениях соцполитики будет предоставлено место для заполнения данных в электронном виде.
Деньги на расходы
Представители НКО подтверждают: электронный документооборот значительно упростит им жизнь. «Система уменьшит количество бумаг, которые ежемесячно приходится сдавать в управления соцполитики. А если есть какие-то срочные вопросы, можно загрузить данные и мгновенно получить информацию. Конечно, это удобно», - считает индивидуальный предприниматель Олеся Москвитина, занимающаяся обучением детей на дому.
Сегодня процесс для НКО на примере работы с детьми выглядит следующим образом. Родители получают индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ), обращаются в организацию, заключается договор. После месяца получения услуг НКО подсчитывает их количество и отправляет в министерство, где проводится проверка данных. В идеальном раскладе, если все цифры сходятся с ИППСУ, власти переводят на счет НКО деньги. «Компенсация позволяет нам закрывать расходы. Это заработная плата сотрудников, аренда помещения, ЖКУ, рабочий и методический материал, обучение сотрудников и, конечно, доход организации», - добавляет другой индивидуальный предприниматель Ирина Воропаева.
«Возможны различные системы предоставления данных. Главное, чтобы они были удобны», – отмечает Евгений Шаповалов.
В министерстве подчеркнули: важно, чтобы отчетные документы были подготовлены без ошибок. В противном случае министерство не сможет компенсировать оплату оказанных услуг.
Остаётся добавить, что компенсация поставщикам социальных услуг – лишь одна из выплат, которые могут получить НКО. Власти Свердловской области регулярно проводят конкурсы, благодаря которым организации могут получить субсидии на реализацию проектов.
Сейчас задача регионального министерства – покрыть 10% предоставления соцуслуг со стороны НКО и обеспечить для них удобные условия работы.