Днем рождения Свердловской железной дороги считается 14 октября (1 октября по старому стилю) 1878 года. В этот день было открыто регулярное движение поездов на участке Пермь – Камасино (сейчас ст. Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург. Уральская горнозаводская железная дорога стала первой магистралью, построенной русскими инженерами и строителями на местности со сложным горным рельефом.
СвЖД обеспечивает транспортно-экономические связи индустриальных районов Урала и Западной Сибири с центральными, восточными и западными регионами России и зарубежными странами. По основным показателям дорога входит в первую тройку крупнейших магистралей страны, по объемам погрузки занимает второе место. За девять месяцев 2023 года на дороге погружено 107,1 млн тонн, в том числе таких важнейших грузов как нефтепродукты, удобрения, строительные грузы, металлы, руда. Услугами СвЖД пользуются порядка 4 тысяч предприятий.
В интересах грузоотправителей магистраль развивает варианты ускоренной доставки продукции по существующим и альтернативным маршрутам внутри страны и на экспорт, участвует в развитии региональной логистической инфраструктуры. Например, по специально разработанному расписанию грузы в контейнерах перевозятся более чем по 150-ти направлениям, устойчивым спросом у клиентов пользуются сервисы «Грузовой экспресс» и «Ночной экспресс».
За три квартала 2023 года с вокзалов и станций СвЖД отправлено 24,3 млн пассажиров. На новые маршруты выходят рельсовые автобусы «Орлан» и скоростные «Ласточки». С 2023 года организовано регулярное курсирование «Ласточек» по самому длинному пригородному маршруту в стране – от Екатеринбурга до ст. Бокситы. Для популяризации регионального туризма СвЖД назначает туристические и ретропоезда, в том числе на паровозной тяге.
К 145-летию СвЖД в Екатеринбурге на площади рядом с управлением дороги начала работать фотовыставка. На восьми стендах – яркие воспоминания из истории магистрали и события, проекты сегодняшнего дня.
Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. В 1834 году в Нижнем Тагиле крепостными крестьянами Ефимом и Мироном Черепановыми был изобретен и построен первый паровоз – «пароходный дилижанец» и чугунная дорога для него. Изобретение Черепановых стало импульсом железнодорожного строительства в стране. В XIX веке с началом эксплуатации Уральской Горнозаводской дороги число промышленных предприятий Урала и Сибири стало интенсивно расти.
В 80-х годах XIX века была построена ветка Екатеринбург – Тюмень. Ее объединили с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, получившую название Уральская железная дорога. Таким образом, были соединены бассейны Оби и Камы. В 90-х было закончено строительство ветки от Екатеринбурга до Челябинска: она соединила Уральскую железную дорогу с Транссибирской магистралью. После революции к Уральской дороге присоединили еще несколько новых участков, а управление из Перми было переведено в Екатеринбург. С 1943-го года дорога стала называться Свердловской. В 70-х годах XX века для освоения природных ресурсов северных регионов страны была построена железнодорожная линия от Тюмени до Сургута и далее к основным центрам нефте- и газодобычи.
Свердловская магистраль является единственной на сети дважды орденоносной. В 1971 году коллектив дороги был награжден орденом Ленина – высшим знаком трудового отличия СССР. А накануне своего 100-летия, 10 октября 1978 года, Свердловская железная дорога получила вторую по значимости высшую награду СССР, орден Октябрьской Революции.
В 2003 году СвЖД стала филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги».