Новый транспорт
Ситуация с транспортными перевозками в Екатеринбурге требовала серьёзной корректировки. Свыше 400 трамваев в городском парке отслужили более 40 лет, троллейбусы – в среднем около 30 лет, что вдвое превосходит плановый срок.
Решение о транспортной реформе мэр Алексей Орлов принял в прошлом году, и областное правительство поддержало идею, в том числе финансово. Ещё до Нового года в Екатеринбурге заменили половину троллейбусов – 100 машин. В начале этого года на рельсы встали два новых трамвая.
И обновление подвижного состава продолжается. В уральскую столицу прибыли пять автобусов-гармошек Volgabus 6271G2 «СитиРитм-18 DLF» вместимостью более 180 человек. Ещё десять таких машин приедет до конца июня.
Автобусы оборудованы бортовым компьютером, кондиционерами и обогревателями, информационными табло с остановками, температурой и временем, а также системой наклона к посадочной площадке, кнопками вызова водителя и аппарелью для колясок. С 1 августа транспорт выйдет на маршруты №№ 49 и 51.
Также объявлена закупка 15 трёхсекционных трамваев, и уже определён поставщик – лучшую цену предложил Усть-Катавский вагоностроительный завод (2,1 млрд рублей), позволив Екатеринбургу сэкономить более полумиллиарда рублей.
Новые трамваи будут полностью низкопольными для удобства маломобильных граждан и родителей с колясками. В них установлены кондиционеры, климат-контроль, табло, USB-разъёмы. Вместимость – более 150 человек. Горожане смогут воспользоваться «обновкой» уже в начале 2026 года.
Задачи обновления парков общественного транспорта стоят и перед другими муниципалитетами Свердловской области. Врио губернатора Свердловской области Денис Паслер отметил: «До 2030 года будем поэтапно обновлять парки общественного транспорта в территориях области. Решать задачу будем с использованием всех доступных инструментов, включая механизм списания долгов по инфраструктурным кредитам».
Новая система
Другой частью транспортной реформы являются брутто-контракты. Благодаря им с прошлого августа деньги от продажи билетов в электротранспорте, а с февраля и в автобусах стали поступать в городской бюджет. Перевозчики своевременно получают оплату транспортной работы за пройденный километраж и несут реальную ответственность за нарушение условий договоров (например, отставание от графика).
За соблюдением контрактов следят специалисты нового Центра управления перевозок, который выступает единой диспетчерской, регулирующей движение транспорта, и базой для контролёров. Последние только в мае отловили 2,5 тысячи «зайцев».
Брутто-контракты позволили поднять зарплаты водителей и кондукторов на 30% и более. И острота кадрового голода в системе перевозок снизилась:с начала года трудоустроены 83 водителя, динамика впервые за долгое время стала положительной. В коммерческих транспортных компаниях также повысились заплаты, приходят новые сотрудники. Стало заметно меньше нарушений графика на таких «проблемных» маршрутах, как №№ 42, 44, 46, 53, 62, 78, 86.
В 2025 году объём выполненной работы всех транспортных предприятий в сравнении с аналогичным периодом 2024 года вырос на 12%.
Городские власти постоянно анализируют обращения граждан по вопросам пассажирских перевозок. Количество жалоб на несоблюдение трамваями и автобусами графика движения стало значительно меньше, но остаются актуальными вопросы вежливости водителей и кондукторов, а также состояние и оборудование остановок. На 2025 год за счёт городского бюджета запланирована установка 120 новых остановочных навесов.