Воздушные шифон и шёлк, ажурный гипюр, роскошный кримплен с люрексом, шляпка, декорированная лебяжьим пухом, веночек из парафиновых цветочков с фатой… Выставка «Советская свадьба» в музее «Сделано в СССР» открылась в минувшее воскресенье дефиле винтажных платьев.
Бережно хранимые
«Свадебное платье в 1985 году мне шила мама, – рассказывает Антонина Фёдорова, приехавшая на открытие выставки из Верхней Салды. – Тогда в моде был шифон. Придумывая фасон, мы сочетали его с шёлком, получилось очень красиво. Всё это время я бережно хранила платье, так мама наказывала. Оно так бы и лежало, но дочка увидела, что музей для выставки собирает свадебные туалеты, и настояла на том, чтобы и моë платье в ней участвовало».
На свадьбе у Антонины Фёдоровой, которую отмечали на родине жениха в казахстанском селе, гуляли 120 человек. Молодожёны сидели за столом на полушубке, что, согласно примете, должно было обеспечить новорождённой семье достаток. «Уж не знаю, в этом ли дело, но мы хорошо живём, всё у нас есть, – говорит Антонина. – А самое главное богатство – двое детей и четверо внуков».
Свадебные платья в музей для участия в выставке прибыли со всей страны. По словам директора Музея советского быта «Сделано в СССР» Ирины Светоносовой, в экспозиции представлено 30 платьев разных периодов, самое старшее – 1959 года, самое позднее – 1991-го. «Все изумительно красивые, в прекрасном состоянии, сразу понятно, что их бережно хранили. Девочки-модели на репетициях признавались, что надевали их с трепетом. Кстати, многие фасоны актуальны и сегодня, мода ведь циклична. И ещё нам очень приятно, что на открытие выставки и дефиле приехали многие владелицы этих платьев. И все они живут в счастливом браке».
Светлана Гусева считает, что её платье счастливое: 40 лет брака, наполненного радостью, – тому подтверждение. «Платье мне шили на заказ, – рассказывает Светлана. – Во времена тотального дефицита трудно было что-нибудь найти. Мне, конечно, выдали талон в Салон для новобрачных, но там я так себе ничего и не подобрала, поэтому – сшили. Главное моё условие было, чтобы юбка в свадебном вальсе красиво кружилась, – только на неё около 10 метров ткани ушло».Новым ячейкам общества было предложено регистрировать брак в загсах и играть «Красные свадьбы», которые больше напоминали партсобрания. Президиумы на этих торжествах тоже присутствовали.
И на работу, и в театр, и…
«Ой, какое оно коротенькое!» – восклицает девушка-модель, надев свадебное платье 60-х годов. Если уж сегодня его длина (вернее, её отсутствие) вызывает изумление, можно себе представить гнев старшего поколения тех лет. «При всей закрытости Советского Союза веяния европейской моды проникали в страну, – рассказывает соорганизатор выставки «Советская свадьба» Александр Попов. – В ателье СССР шили платья, подобные тем, что создавали модные дома, в том числе Диор. Так что в 60-е годы пошла мода на короткие свадебные платья. Моя мама выходила замуж в 1970 году и вспоминала, как переругалась с бабушкой, которая искренне не понимала, как можно невесте быть в таком коротком платье».
Свадебный костюм мамы Марина Новокшонова решила продемонстрировать сама. Он тоже родом из 60-х, но не вызывающей длины – до середины колена. Это тот минимум, который могла себе позволить невеста-учительница. «Костюм из кримплена с люрексом, как видите, сохранился в превосходном состоянии. Умели тогда делать ткани и шить. Тем более в Англии, – говорит Марина. – Да-да, на бирке жакета написано, что он произведён именно в этой стране специально для СССР. Не знаю, где мама его купила, но точно не в «Берёзке» – туда простой учительнице было не попасть».
Организаторы выставки честно признаются – не рассчитывали, что в дефиле и экспозиции примут участие и мужские свадебные костюмы. «Как в советское время мужчины выбирали костюм на свадьбу? Чтобы потом и на работу, и в театр, и в гроб не стыдно было надеть», – смеётся Александр Попов. Тем не менее несколько «выживших» костюмов и рубашек до выставки всё же добрались. Король среди них, безусловно, бархатный пиджак, прибывший в Екатеринбург из Москвы. А вот пальму первенства среди рубашек разделили две белоснежные сорочки – одна из гипюра, а вторая с еле заметным принтом «Олимпиада-80».
От имени президиума
Показ свадебной моды в музее «Сделано в СССР» сопровождался увлекательной лекцией об истории свадебной культуры от Александра Попова. Гостей вернисажа, к примеру, позабавила летопись так называемых «красных свадеб». После революции, как известно, большевики затеяли яростную борьбу с буржуазными и религиозными пережитками. Под раздачу попали свадебные обряды, белые платья и даже кольца. Новым ячейкам общества было предложено регистрировать брак в загсах и играть «красные свадьбы», которые больше напоминали партсобрания. Во всяком случае, президиумы на этих торжествах присутствовали. Надо отдать должное, не все молодожёны следовали «указивке». Но факт остаётся фактом – традиционные свадьбы с невестой в белом были скорее исключением из правил.
«Однако в 1958 году на очередном съезде ВЛКСМ прозвучало, что необходимо завести хорошие свадебные традиции, дескать, это событие должно оставаться в памяти молодожёнов, – рассказывает Александр Попов. – В истории свадеб наступила «оттепель». Уже в 1959 году появились первые Дворцы бракосочетаний, которые призваны были подчеркнуть торжественность момента. А в 1963 году в СССР широко освещалась свадьба Валентины Терешковой и Андрияна Николаева, её транслировали по всем… двум каналам ТВ. Это была своего рода демонстрация того, как нужно отмечать свадьбу».
Все атрибуты свадьбы СССР – аксессуары, приглашения, напечатанные типографским способом и сделанные «от руки», медали – также представлены на выставке «Советская свадьба». Как и фотографии бракосочетаний разных лет, и плакаты, которыми украшали кафе, столовые и квартиры, где «свадьба пела и плясала». «Коль муж жену не будет слушать, всухомятку будет кушать», – например.