Власти столицы Урала готовятся повысить стоимость поездок в общественном транспорте – в автобусах, троллейбусах и трамваях. О причинах и сроках грядущего подорожания – в материале «АиФ-Урал».
Когда ждать повышения?
Обычно любое, даже небольшое и растянутое во времени, повышение платы за проезд вызывает у безлошадных жителей Екатеринбурга много вопросов: почему, когда, на сколько? Стоимость одной поездки в столице Урала значительно выше, чем в других городах области, и если общественным транспортом ежедневно пользуется вся семья, это может съедать до 10% бюджета и более. В этом случае, как говорится, и три рубля деньги.
На прошлой неделе городская администрация озвучила причины и возможное время грядущего подорожания. «Во-первых, инфляция, – отметил вице-мэр Екатеринбурга Алексей Бубнов. – Меняется стоимость ГСМ: в 2017 году, когда мы последний раз повышали цены, литр горючего стоил 30 рублей, а сейчас уже 40. Во-вторых, уровень зарплаты у транспортников также надо повышать».
По его словам, рост может составить 10% от нынешней стоимости поездки, то есть примерно три рубля. «Если мы не будем повышать цены на билеты, значит, придётся поддерживать наши автотранспортные предприятия, а это дополнительные расходы бюджета. В этом случае городу не хватит на что-то другое, потому что кошелёк-то один…»
Сколько должен стоить проезд?
Вообще-то последний раз цену проезда в автобусах, трамваях и троллейбусах в столице Урала поднимали четыре года назад. Тогда его стоимость выросла с 26 до 28 рублей. И, надо отдать должное городским властям и перевозчикам, они держали её достаточно долго. Белой вороной в этом плане с 2019 года выглядит метро: руководство подземки убедило РЭК в необходимости поднять цену за жетон до 32 рублей. Пассажиры особо не роптали, а инвестиционная надбавка пошла на обновление парка вагонов.
В связи с этим в период пандемии особенно обострилась проблема кадров. Ранее в сфере перевозок Екатеринбурга были плотно задействованы трудовые мигранты, но с началом коллапса они покинули регион, а местные жители занимать эту нишу не спешат. «Взять, например, работу кондуктора, – поясняет представитель одного из транспортных предприятий Екатеринбурга Иван Томашевич. – Работа тяжёлая, нервная, материально ответственная. За зарплату в 30 тысяч пойдёт далеко не каждый, а их ещё надо заработать!»
«Философский вопрос – стоит ли платить за проезд любую сумму, если твой транспорт едет с огромным опозданием, стоит в пробке либо иногда вообще не приходит «из-за морозов»? – отмечает общественник Дмитрий Калинин. – Всему «Гортрансу» давно пора провести полный независимый аудит, а по результату – составить план по изменению ситуации».
А как в области?
В городах Свердловской области массовое повышение стоимости проезда было в 2019-м, но в прошлом году цены на билеты практически не повышались: из-за пандемии народ массово отказывался от поездок, поэтому перевозчики решили не усугублять ситуацию увеличением тарифов.
Специалисты подсчитали, что на сегодняшний день средняя стоимость проезда в городском автобусе в городах Среднего Урала составляет 24,09 рубля, но в этой цифре учитывается Екатеринбург. В подавляющем числе территорий поездка обходится в 20–21 рубль.
Возможность увеличить цены в начале года серьёзно обсуждалась властями и транспортниками в Нижнем Тагиле. Но там решили не обострять ситуацию и отложить решение этого вопроса до лучших времён. «Повышение тарифа не выход из ситуации, – вынес вердикт глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев. – Ведь из-за пандемии пострадали бюджеты не только перевозчиков, но и пассажиров».