Зимним ясным утром гора Качканар превращается в невероятно живописное место. Деревья в снежных шубах волнами накатывают вершину, с которой открываются величественные панорамы уральской природы. А по мере приближения к высшей точке горы из её рельефа выступает необычное белое строение – единственный на Урале буддийский монастырь.
Зрелище настолько нетипичное для наших широт, что возникает ощущение, будто из Свердловской области ты попал прямиком на Тянь-Шань или в другой далекий горный край. Наверное, именно за этим ощущением сюда постоянно едут сотни туристов. Особенно большой их наплыв наблюдается в этом году – ведь буддийская святыню и знаковый туристический объект, возможно, проживает свою последнюю зиму.
Дух против материи
История общины Шедруб Линг, которая и украсила гору такой необычной постройкой, началась ещё в 1995 году, когда бывший спецназовец Михаил Санников, вставший на путь буддизма, пришёл сюда по указанию своего учителя, назвавшего ему это место для создания обители. Потом долгие годы Санников и его ученики занимались её строительством.
Община никогда не была многочисленной – несколько десятков человек обоего пола. А вершина Качканара – место чрезвычайно живописное, но труднодоступное. Особенно для машин. Так что строительство шло небыстро и с огромными сложностями – любая доставка стройматериалов уже тянула на трудовой подвиг. Да и достать их небогатым буддистам было не так просто.
Спустя 20 лет непрерывной работы на вершине горы появился монастырь, который стал уральской достопримечательностью. Сюда стали подниматься туристы – буддисты никого не гнали, наоборот, показывали свою общину, угощали чаем и давали отдохнуть с дороги. Так предписывает их учение.
Но пришли 2000-е годы, и на гору появились другие претенденты. В 2013 году Качканарский ГОК, принадлежащий горднодобывающей компании «Евраз», получил положительное заключение государственной экспертизы проекта разработки Собственно-Качканарского месторождения, решив добывать тут железную руду – в том числе и при помощи взрывных работ. Само месторождение к территории монастыря не относится, но оно попадает в его санитарную зону. С тех пор между буддистами и «Евразом» идёт спор за вершину горы.
Община годами безуспешно пыталась официально оформить свои постройки, но, столкнувшись с крупной корпорацией, проиграла несколько исков в суде. В итоге в 2019 году обе стороны пришли к соглашению – буддисты покидают свой монастырь, получая за это материальную компенсацию от благотворительного фонда, подконтрольного «Евразу». Кроме того, компания позволяет им сохранить свои святыни – ступы и статую Будды – и обеспечивает буддистам допуск к ним. Тогда казалось, что конфликт исчерпан, но это была иллюзия.
Странный мир
В настоящее время представители общины по большей части живут у подножья горы Качканар – в посёлке Косья, где развернули масштабные работы. На выделенные деньги выкупили здесь землю, организовали лесопилку, закупили строительную технику, чтобы развернуть строительство. Они собираются обосноваться тут всерьёз и надолго. Но монастырь, оставшейся на вершине горы, никак не оформлен, и обещание представителей «Евраза» не сносить духовную обитель и местную достопримечательность остаётся лишь словами.
Вместе с тем буддисты ощущают на себе постоянное давление. Им, а заодно и всем туристам постоянно усложняют доступ к монастырю. В конце 2020 года несколько членов общины оказались фигурантами уголовного дела о незаконной вырубке леса – в том числе сын её основателя.
«При осмотре места происшествия были обнаружены 22 пня хвойных пород, сумма ущерба устанавливается, – сообщил начальник пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых. – В действиях подозреваемого сотрудники территориального ОВД усматривают состав преступления по ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений». Сыщики отдела по борьбе с экономическими преступлениями ОВД Качканара провели осмотр места преступления и по месту жительства подозреваемого. При этом в хозяйственной постройке изъяли три бензопилы».
Сами буддисты поясняют, что всего лишь пытались завезти на гору дрова для монастыря. Но их остановили на одном из постов, организованных «Евразом» на единственном доступном подъёме, на вершину. Машина даже не могла развернуться, и тогда буддисты завалили несколько деревьев, чтобы хватило место для разворота. Но они уверяют, что речь не шла о десятках срубленных деревьев – только о паре-тройке. По данным буддистов, заявление в полицию написали как раз сотрудники «Евраза».
Вслед за этим в общину нагрянули представители Роспотребнадзора – проверяли, как соблюдаются противоэпидемические меры. А параллельно в социальных сетях, которые раньше полнились лишь фотографиями монастыря, стали появляться посты оскорбительного содержания.
«Это особенно обострилось после ноября, – рассказывает Семён Загородний, нынешний руководитель общины. – В разных группах в соцсетях пошла настоящая травля – шаржи стали уже просто хамские размещать, оскорблять моего учителя. Я в полицию заявление написал, смотрю, в одной группе эти шаржи исчезли, в другой – появились».
Неоконченный конфликт
В начале этого года у общины в ультимативной форме потребовали убрать из монастыря своих дежурных – пара буддистов оставалась там, чтобы не дать промёрзнуть помещениям, подкармливать животных и следить за зданиями. Буддистов поставили перед выбором – или все уходят, или сносим монастырь. Вместо дежурных «Евраз» поставил на территории монастыря свой вагончик – впритык к священным ступам. Это не только огорчает буддистов, но и изрядно портит внешний вид монастыря с точки зрения туристов. Охранники в этом вагончики – трое мужчин с собакой, они говорят, что следят за безопасностью.
Кроме того, на вершину горы, куда раньше любой желающий мог подняться по одному из двух подъёмов, теперь так просто не попасть. Во-первых, сотрудники «Евраза» оставили в относительном доступе только один подьём – более крутой. Во-вторых, помимо поста на территории самого монастыря на подъёме размещены ещё два – в начале пути и у самой вершины.
Буддисты теперь могут попасть в свой монастырь только в пятницу после полудня и в два выходных дня, а посетители только по выходным – в субботу и в воскресенье. Праздничные дни таковыми не считаются, и десятки людей, не знавшие о таких нововведениях, остаются у подножия Качканара ни с чем.
Сегодня, чтобы попасть в монастырь или просто полюбоваться видом с верхней точки горы Качканар, надо заполнять специальную форму на сайте, созданном буддисткой общиной. Эти формы буддисты передают в «Евраз» на утверждение – и только после этого посетители могут подняться на вершину. Это инициатива представителей «Евраза».
И буддисты, и туристы опасаются, что эта зима может оказаться для монастыря последней. Поэтому, несмотря на серьёзные морозы, поток посетителей увеличился – за день на гору поднимается до 300 человек. В социальных сетях туристы пишут о том, что это, может быть, последний шанс увидеть необычную религиозную достопримечательность.
Буддисты опасаются за свои святыни, но веру в лучшее не теряют. «Такое впечатление, что, хотя мы выполнили все требования и ушли, нас опасаются, – говорит Семён Загородний. – Боятся, что мы сможем как-то отстоять монастырь. Мы, конечно, надеемся на компромисс. Чтобы две системы – горнодобывающая и религиозная - сосуществовали в мире. Ведь конфликт разрушителен не только для нас – для них тоже. Это же репутации их компании».
А над всеми этими спорами на горе возвышается здание монастыря, окрашенное зимой в белый цвет, и статуя Будды взирает с горы на всех участников этой истории.
На момент публикации получить комментарий компании «Евраз» нам не удалось, но мы готовы опубликовать их позицию по поводу данного конфликта.