Помощь сиротам у многих ассоциируется с отправкой подарков в детский дом. Но есть те, кто выбирает путь постоянной помощи, и можно сказать, что День защиты детей – это их «профессиональный праздник». Подробности читайте на ural.aif.ru.
Вместо разовой помощи
Я нередко приходила дежурить в больницы, где лежали дети-сироты. Такие программы помощи есть в уральском отделении Православной службы «Милосердие». Однажды я застала сцену: дети в палате смеялись над мальчиком, потом что тот не знал, когда у него день рождения. Мальчик был из детского дома.
Когда над другими детьми после операции тревожно хлопотали мамы, бабушки, а иногда даже папы, возле детдомовского ребёнка оказывался хоть и сочувствующий, но чужой человек. «Вы его не берите на руки! Он сейчас в больнице к этому привыкнет, а в детдоме никто его брать не будет», — строго предупредила меня медсестра во время такого визита. На тот момент ребёнку было три года — возраст, когда человечку особенно важно получить телесный контакт с любящим взрослым. Грустно, что больше я не видела этих детей.
Усыновить ребёнка могут не все. Так как помочь? На Урале уже не первый год действует программа, по которой можно стать наставником сироты. Это подходит тем, кто не может взять ребёнка к себе в семью, но хочет стать для него близким человеком. Такие программы существуют при поддержке некоммерческой организации «Семья детям».
После заполнения анкеты следует обучение. Пары «наставник — ребёнок» подбирает коллегия психологов. Важно, чтобы наставник с подопечным подошли друг другу: здесь и схожесть по темпераменту, и другие особенности личности. Наставнические пары сопровождают кураторы и психологи на ежемесячных супервизиях. Большинство сирот в уральских детских домах — подростки. Без близких взрослых они рискуют попасть в криминальную среду или стать жертвой обмана, оставшись без средств к существованию.
Отрастить крылья
Олеся Ягодкина давно хотела усыновить ребёнка из детского дома. Ещё в детстве, когда ей было шесть лет, она увидела сирот в пионерском лагере. Уже тогда она сокрушалась: ко всем приезжали родители, а к этим детям — никто. С тех пор ей хотелось забрать брошенного ребёнка в семью. Но она не могла этого сделать, потому что осталась одна с четырьмя детьми после развода. Когда её дети немного подросли, Олеся стала наставницей для 16-летнего Максима. Её дети горячо полюбили Макса и даже просили забрать его насовсем. Но для этого он оказался слишком взрослым, да и старшая сестра мальчика была против опеки над ней.
Приезжая в детские дома, Олеся не может сдержать негодования: «Как много разных детей и как сложно опередить их индивидуальное развитие! Мне самой не нужно, чтобы мои дети были удобными. Если они разрисовали стену в своей комнате, может, это будущие художники?! Когда ребёнок в детском доме пытается попробовать что-то новое, возможно, у него не будет возможности раскрыть свой талант»!
Максиму некому было помочь с уроками в четвёртом классе. Поэтому, когда его оценки в школе снизились, парня отправили в коррекционную школу. С домашними детьми такого, как правило, не происходит: родители делают с ними уроки или приглашают репетиторов.
Но даже сейчас Олеся пытается показать Максу разные пути в жизни. Для этого она отправила его на кулинарные курсы. «Можно стать поваром в столовой, а можно — шефом в ресторане», — говорит Олеся, когда Макс приезжает к ней. А когда он засыпает, женщине трудно сдержать слёзы: он до сих пор укачивает себя. Эта привычка укореняется у всех, кто находится в детском учреждении с самого раннего возраста.
«В детдоме нет индивидуальности: ты не выбираешь, что будешь есть на завтрак, что будешь носить», — отмечает Олеся. Неумение распоряжаться деньгами — ещё одна беда выпускников детских домов. По её наблюдениям, приезжая в другой город на учёбу в ПТУ, эти выпускники легко могут спустить все сбережения за один месяц, просто купив айфон. Для Олеси — кандидата экономических наук – это особенно тревожно.
Страшно, что ты один
«Я долго не могла смириться с тем, что не учу детей, не лечу больных. Мне очень хотелось стать полезной обществу», — вспоминает Варвара Ялина, дизайнер по профессии. Во время обучения психологи рассказали будущим наставникам: дети из детских домов живут в постоянном ощущении небезопасности. Это отнимает у них все силы. Они пытаются выглядеть спокойными, а на учёбу сил не остаётся. Ребёнок испытывает стресс, сопоставимый с тем, что испытывает взрослый человек во время бомбёжки.
«Страшно представить, что ты завтра проснёшься, а у тебя нет ни родителей, ни друзей, ни детей, ни супруга, ты один», — признаётся Варвара. Ей сразу удалось подружиться с 15-летней Оксаной. Девушка мечтает стать визажистом и ценит свою наставницу.
Полюбить себя
Анастасия Полевая впервые увидела сироту, когда в детстве попала в больницу. Грудничок плакал, родители других детей его успокаивали, по очереди нося на руках. Уже тогда Настя просила маму забрать его к ним домой. Но денег не хватало — это были 90-е годы.
Получив диплом инженера-конструктора, Анастасия пошла учиться на психолога. Когда у них с мужем появился сын, супруги вспомнили: когда-то каждому из них хотелось усыновить ребёнка. В школе приёмных родителей пара узнала: большая часть сирот — это не малыши, а подростки, которые очень нуждаются в наставниках.
При встрече с 13-летней Дашей Анастасия ещё раз убедилась, насколько человеку важно базовое принятие себя. Девочка называла себя «беляшиком» из-за особенностей фигуры. Даша даже удивилась: неужели себя правда можно любить?
Анастасия записала Дашу на курсы обучения моделей «плюс сайз». Обучение стоило достаточно дорого, но коллеги помогли собрать деньги. Там девочка познакомилась с блогером и моделью, у которой есть своё туристическое агентство. Даша увидела, как можно относиться к себе. «Во время фотосессии фотограф показал ей её красоту, женственность», — вспоминает Анастасия. Даша не изменила свой стиль кардинально, но стала воспринимать себя иначе. Анастасия отмечает её целеустремленность. Это качество особенно проявилось во время прошлой «Майской прогулки».
Елена Бурова пришла в наставничество, потому что ей не хватило непосредственного общения с детьми, когда она работала учителем в школе. По её словам, бумажная работа заслоняла собой реальных детей.
Когда она познакомилась с Ариной, то поразилась: смотришь на эту девушку, и она кажется взрослее своих лет. За спиной у неё травматичный опыт. Но этой девушке так не хватало общения с близким человеком, которому можно довериться!
«Хочу, чтобы у детей было больше доверия к миру, больше принятия себя и меньше тревожности. Чтобы Арина жила полной жизнью, занималась любимым делом, справлялась с трудностями. Общение с ней даёт мне силы, учит быть добрее, в том числе и к себе. Мне нравится общаться с другими наставниками, быть частью общего дела», — говорит Елена.
Все наставницы отмечают: они счастливы, что в их жизнь пришёл ещё один близкий человек. Олеся хочет увидеть, как Максим женится и сам станет папой. Чтобы такие отношения выстроились, нужно регулярно общаться с подопечным. Сейчас волонтёров катастрофически не хватает. Если бы больше людей подключилось, то больше сирот получили бы поддержку — не разовую, а долгосрочные доверительные отношения со своим безопасным взрослым.