Московский физико-технический институт – один из самых престижных вузов страны. И именно здесь с 18 по 31 марта прошла смена, на которой совершенно бесплатно проходили обучение 60 школьников и 15 педагогов из Пермского края и Свердловской области. Причем среди участников смены оказались представители не только уральских столиц, но и небольших городов, например Нижней Салды и Березников.
Такую возможность ученикам и учителям предоставил благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова совместно с Фондом развития Физтех-школ. Это уже вторая смена, реализуемая в рамках проекта «Наука в регионы». Цель проекта – распространение лучших образовательных практик по всей России для построения национальной системы подготовки и развития талантливых школьников на основе практик и подходов «Системы Физтеха».
– В прошлом году у нас была одна очная смена, на которую отбирали 60 учеников 8–9 классов и 8 преподавателей, – рассказывает руководитель проекта «Наука в регионы» Фонда развития Физтех-школ Юрий Русинов. – В этом году работа построена иначе. С октября прошлого по январь нынешнего проходила дистанционная образовательная программа – ребята учились по субботам, чтобы не отвлекаться от основного учебного процесса. В ходе занятий они выполняли по три задания по каждому предмету. А также проходили тестирование в начале обучения и после его завершения. Это позволило определить их уровень прогресса.
Как учиться и отдыхать в Москве
Лучшие из участников онлайн-обучения стали участниками занятий в МФТИ. Здесь ребята проходили обучение – это 36 учебных пар. На занятиях они готовились к школьным олимпиадам и к ЕГЭ по физике, математике и информатике. А учителя, преподающие эти дисциплины, прошли курсы повышения квалификации. Программа включала в себя обучение у лучших педагогов МФТИ. Например, лекции школьникам читали российский ученый, математик Андрей Райгородский и кандидат физико-математических наук Павел Останин, а занятия с преподавателями провел зам. директора по учебно-воспитательной работе Физтех-школы Леонид Колдунов.
Кроме учебы для участников проекта была подготовлена культурная программа, проходили научно-популярные лекции. Участники смены побывали на Красной площади и Воробьевых горах, в Музей космонавтики, на ВДНХ, а также посетили Технопарк Физтех-лицея им. П. Л. Капицы.
Но не меньше учебного процесса и экскурсий ребят интересовала внутренняя кухня МФТИ, бытовые условия и студенческая жизнь – многие после школы планируют поступать сюда или в другие технические вузы. Эта поездка для них не только интеллектуальная, но и эмоциональная поддержка, так как многие увидели Москву в первый раз.
Иван Кузьмин из Верхней Салды не скрывает восторга от пребывания в одном из лучших столичных технических вузов.
– Я вообще не надеялся попасть на очное обучение, – вспоминает Иван. – Просто участвовал три месяца в онлайн-курсах, решал задания, выполнял тесты. И вот приходят списки тех, кто едет в Москву. И я в этих списках! Это был приятный шок. Я еду учиться у преподавателей одного из лучших вузов страны! Смена была очень интересной и полезной.
МФТИ не за горами
По мнению представителей Фонда развития Физтех-школ, этот проект поможет школьникам более точно сформировать понимание того, куда они хотят пойти учиться после школы. Хотя многие из участников программы уже в девятом классе четко знают, где хотят учиться и кем хотят стать после окончания вуза.
Девятиклассник Денис Глоба из Екатеринбурга принял участие в этой смене по совету брата, который прошел эту программу в прошлом году.
– Я давно задумывался о поступлении в МФТИ на направление прикладной математики и информатики, – рассказывает Денис. – Эти науки мне очень интересны, мне нравится находить нестандартные подходы к решению задач. Я хотел бы обучаться здесь на кафедре Data Science, заниматься развитием искусственного интеллекта. Пока это направление больше развито в медийной сфере, при этом искусственный интеллект скорее структурирует информацию. Но мне кажется, что в скором времени он сможет заменить человека в тех профессиях, которые требуют от него только грубой физической силы или простой монотонной работы. Мне бы хотелось когда-нибудь создать персонального робота-помощника для таких целей.
В пройденном курсе Денис особенно высоко оценил подход преподавателей, которые умеют объяснять темы любой сложности легким языком, вызывая у слушателей еще больший интерес к техническим дисциплинам.
Екатеринбурженка Алена Попова считает себя потомственным технарем – мама и отец помогли ей сформировать технический склад ума. Но девушка уверена, что в точных науках есть место для вдохновения.
– Люблю сложные задачи, это позволяет наслаждаться чувством победы от их решения, – рассказывает Алена. – Я планирую поступать в вуз на направление информатики, собираюсь стать продукт-разработчиком или пойти в веб-дизайн. Я еще художник, и мне кажется, что математика – вполне творческая наука. Здесь всегда есть возможность для поиска красивых решений.
Основатель фонда «Эмпатия» и акционер корпорации ВСМПО-АВИСМА Михаил Шелков уверен, что такие мероприятия важны для обучения, так как позволяют и школьникам, и преподавателям шире взглянуть на учебный процесс.
– Парадоксально, но чем больше мы учимся, тем сильнее замыливается глаз, – говорит Михаил Шелков. – При этом ключевые открытия случались именно тогда, когда человек ставил известные ему теоретические знания под сомнение. Поэтому я считаю, что для учеников, равно как и для учителей, крайне важно развивать критическое мышление: спорить, задавать вопросы и проверять любую информацию. Погружение в научную среду МФТИ и Технопарка поможет всем участникам проекта освежить знания и выйти за привычные рамки, чтобы вдохновлять следующие поколения детей – будущих ученых-физиков, математиков, программистов и инженеров.
В настоящее время проект охватывает два региона – Пермский край и Свердловскую область, но в дальнейшем его география может расшириться.