Примерное время чтения: 8 минут
218

В чём подвиг? Что заставляет тысячи паломников приезжать на Царские дни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. «АиФ-Урал» 14/07/2020
пресс-служба Екатеринбургской епархии / «АиФ-Урал»

Подвиг царской семьи – в жертвенном служении России. Об этом сегодня, когда в Екатеринбурге и Алапаевске проходят традиционные Царские дни, мы беседуем с наместником Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря игуменом Иеронимом (Мироновым).

Досье
Игумен Иероним (Миронов). Родился 18 января 1971 года в Магнитогорске. Окончил философский факультет УрГУ (ныне УрФУ), Московскую духовную семинарию. Кандидат педагогических наук. 27 июня 1996 года был пострижен в монашество. В 1999 году был принят в клир Екатеринбургской епархии. Выполнял послушание преподавателя Екатеринбургской духовной семинарии, кафедры теологии РГППУ. В 2013 году назначен настоятелем храма святого мученика Иоанна Воина в Новоберёзовском поселке. В 2016 году решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви назначен наместником Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря и возведён в сан игумена с вручением игуменского посоха.

– Отец Иероним, эпидемиологическая ситуация внесла коррективы в программу Царских дней?

– Начну с того, что все мероприятия Царских дней проводятся с соблюдением всех необходимых санитарных мер безопасности. Некоторые мероприятия в условиях ограничений пройдут в режиме онлайн, кто-то из участников фестиваля примет в них участие дистанционно, особенно это, конечно, касается зарубежных гостей.

– Но Царский крестный ход, собирающий десятки тысяч паломников, состоится?

– Да. Вообще крестный ход – это традиционная форма выражение религиозного чувства человека. Это выражение нашей соборной молитвы, подвиг, который берёт на себя человек ради своего покаяния за грехи, ради того, чтобы попросить Бог и святых угодников поддержки в жизни, ради изменения своей жизни и жизни своей семьи. Без этого выражения соборной молитвы наша церковная жизнь, конечно же, очень бы оскудела. В чьём-то представлении церковь – это исключительно духовенство, нет, церковь – это все мы во главе с Христом. И в крестных ходах выражается наша соборность.

– Почитание семьи Романовых началось ещё до их канонизации и точно до проведения первых Царских дней. С какой целью, в таком случае, проводится Международный фестиваль православной культуры?

– На Царские дни в Екатеринбург традиционно приезжает очень много паломников, и задача принимающей стороны не только предоставить им возможность посетить богослужения, но познакомить с городом, с его святынями, с теми достижениями духовной культуры, которые имеются на Урале. Кроме того, из других регионов к нам в эти дни приезжают деятели культуры, которые тоже хотели бы внести свой вклад в Царские дни.

И потом одна из задач фестиваля – просветительство. Поэтому в эти дни идёт речь о том, в чём, собственно, заключается подвиг царской семьи. Понятно, что они пострадали, приняли мученическую смерть, они были расстреляны представителями советской власти, но в чём подвиг, в чём их заслуги перед Россией? Об этом тоже нужно рассказывать нашему обществу.

– До сих пор нет понимания?

– До сих пор нет понимания, до сих пор имеются разногласия. Для одних царская семья – образец служения России, образец жертвенного подвига. А для других… мы до сих пор, к сожалению, встречаем выражение «Николай кровавый» или отношение к императору Николаю Александровичу как к политическому неудачнику, который довёл страну до революции.

Нет у людей понимания, в каком состоянии находилась Россия до революции, до сих пор бытует мнение, что это была отсталая, полуграмотная страна и что только советская власть принесла ей свет культуры и цивилизации. Это расхожее мнение не имеет в своём основании никаких исторических фактов.

Поэтому наша задача в том числе и в том, чтобы показать, что последний император был одним из лучших представителей династии правителей России, которая более трёхсот лет была во главе нашего государства, и эти триста лет были, пожалуй, самыми успешными с точки зрения развития России в культурном, экономическом, научном отношении.

– Объясните в таком случае, в чём состоит подвиг царской семьи?

– Прежде всего, в жертвенном служении России. Согласитесь, есть представление о жизни царской семьи (не только семьи Романовых) как о ежедневном наслаждении, богатой беззаботности. Но мало кто задумывается о том, какая ответственность лежит на представителях царствующего дома. Ведь человек получает эту власть не вследствие политической борьбы, а по наследству. И с детских лет ребёнка в царской семье готовят к принятию этой власти.

Мы видим эту подготовку в традициях воспитания, в частности, в семье последнего императора-страстотерпца Николая Александровича, где один из основных тезисов воспитания – видеть в каждом человека. Вокруг этого строился весь образ жизни, а простота и скромность не были наигранными.

Эти качества, к слову, вовсе не добавляли популярности царской семье. Более того, за это над ними даже посмеивались, а то и осуждали за то, что в личной жизни царская семья не делала различий между социальными ступенями. Да, для них главным были человек и его индивидуальные качества.

Взгляды царской семьи на отношения между людьми были рыцарски благородными, чистыми, доброжелательными. И атмосфера, в которой протекала их домашняя скромная жизнь, – тому доказательство. Их семейные беседы были далеки от всяческих пересудов, а царь требовал от своих детей уважения и внимания к нуждам любого человека, даже в мелочах.

Один из современников и сподвижников Николая II – Николай Дмитриевич Семёнов-Тян-Шанский вспоминал характерный эпизод: «Государь очень хорошо плавал и любил купаться. После продолжительной гребли на двойке в финских шхерах мы причаливали к какому-нибудь островку и купались. Когда мы были в воде, цесаревич, разрезвившийся на берегу (он не купался), сбил мои вещи, аккуратно сложенные на скамейке, в песок. Я начал было выходить из воды, желая подобрать вещи, так как был ветер и их разбрасывало; его величество, обращаясь ко мне, сказал: «Оставьте вещи, Алексей их уронил, он и должен их собрать» – и, обращаясь к наследнику, заставил его поднять мои вещи».

А вообще, один из главных принципов воспитания в царской семье состоял в том, чтобы не прятать детей от жизни, даже в самых скорбных её проявлениях.

– Достаточно вспомнить служение в госпиталях во время Первой мировой войны.

– Именно, в этом жертвенный подвиг и самой государыни Александры Фёдоровны, и царевен. То есть мы понимаем, что от них не скрывалась правда жизни. Но в то же время в царской семье детей оберегали от грязи, которая представляется пошлостью и развратностью. Они их воспитывали как людей благородных, с христианскими принципами жизни.

Без изменения отношения к подлинным ценностям наше общество будет находиться в печальном состоянии. В состоянии гражданского противостояния, а не гражданского единства.
Это проявилось и в отношении политической власти: государь не стал цепляться за эту власть, он не готов был проливать реки крови ради того, чтобы сохранить именно свою власть. Он был готов пожертвовать собой, даже своей семьёй ради России. Это подвиг. Жертвенный подвиг.

– Как вы считаете, в нынешних условиях возможно следовать принципам воспитания, принятым в царской семье?

– Эти принципы, эти ценности очень простые. Хочу процитировать письмо императрицы Александры Фёдоровны к своей дочери Ольге: «Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей – быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей – это более чем некрасиво. Всегда обдумывай свое поведение, будь честной, слушай старших...» Разве невозможно этому следовать?

Вот ещё императрица рассуждает: «Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль – не намеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно – слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Очень простые рассуждения, в них нет ничего сверхъестественного, что требовало бы великих подвигов. Но ребёнок, воспитанный в этом духе, станет полезным членом общества и просто приятным человеком.

– Сегодня такой человек будет выглядеть несовременно.

– Смотря что считать «современным». Если пошлость, разврат, грубость, эгоизм современны, тогда, извините, зачем нужна такая современность? Любую современность можно и нужно преображать. Отсюда и все беды, проблемы нашего общества – от того, что за современность почитаются не достижения культуры, науки, а эгоизм, себялюбие и так далее.

– Отец Иероним, сегодня и в общественном пространстве, и в частных беседах возникают дискуссии по поводу того, что Царские дни – это время покаяния. «Почему я должен каяться в том, что было совершено давным-давно?» – недоумевают многие.

– Речь ведь не идёт о том, что нужно каяться в отдельном событии – расстреле царской семьи. Речь идёт о покаянии, об изменении нашего народа. Ведь что такое покаяние? Это перемена. Оно выражается не в том, что мы перечислили все наши грехи на исповеди. Наше покаяние заключается в том, чтобы мы что-то изменили в нашей жизни. Без этих изменений, в том числе без изменения отношения к подлинным ценностям, наше общество будет находиться в печальном состоянии. В состоянии гражданского противостояния, а не гражданского единства.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах