Примерное время чтения: 6 минут
650

В Екатеринбурге готовят к открытию музей ретроавтобусов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. «АиФ-Урал» 19/05/2021
Никита Серебряков / «АиФ-Урал»

Прошло почти сто лет со дня запуска в Екатеринбурге городского транспорта. С тех пор город движется всё быстрее. У горожан появились личные автомобили, молодёжь полюбила электросамокаты. Чем не срез эпохи – прогулка по музею автобусов, где каждый экспонат – это взгляд в прошлое родного города?

«Собачьи ящики»

Музей начал формироваться ещё в 2007 году на базе автобусного предприятия № 6 на улице Академика Вонсовского. В прошлом году он переехал на площадку ЕМУП «Гортранс» на улице Челюскинцев. Здесь, недалеко от сквера около Железнодорожного вокзала, из-за забора с колючей проволокой выглядывают крыши теперь уже раритетных моделей, хотя один из автобусов был снят с рейса только в этом году, проработав на линии пятнадцать лет.

В помещении предприятия представлена вторая часть экспозиции. Сюда можно попасть через огромный павильон, где чинят и моют действующие автобусы. Среди 1 300 экспонатов – технические приборы, фотографии, форма, в которой водители ездили на Олимпиаду-1980 и Молодёжный форум в 1985 году. Эти артефакты собирали бывшие сотрудники предприятия, а теперь подарили музею.
Особое место в коллекции занимает карта Екатеринбурга 1920 года (тогда город ещё не переименовали в Свердловск). На ней редкими пунктирами намечены немногочисленные дороги и переулки. Автобусы начали регулярно ходить с 1 мая 1925 года. Маршруты тогда ещё назывались линиями, и их насчитывалось всего четыре: по три остановки на каждой. Вся поездка занимала не больше пятнадцати минут.

Среди экспонатов – рации для связи с водителем и автопарком.
Среди экспонатов – рации для связи с водителем и автопарком. Фото: «АиФ-Урал»/ Никита Серебряков

«А ведь наш город мог отметить столетие автобусного движения ещё в 2013 году, – рассказывает инструктор персонала МУП «Гортранс» и руководитель музея Иван Илларионов. – В 1913 году некоторое время от площади 1905 года до озера Шарташ курсировали самые первые автобусы. Но ходили они нерегулярно. Извозчики прозвали этих конкурентов «собачьими ящиками» или «гробами». Колёса у них были деревянные и в летнюю жару рассыхались, поэтому ночью их вымачивали в бочке с водой, а потом снова отправляли в рейс».

Уменьшенная копия первого автобуса заняла своё место на полке с металлическими моделями. А вот и знаменитый «Фердинанд», или ЗИС-8 – знакомая угловатая форма кабины зелёного цвета. Это на нём подвозили Шарапова – героя фильма «Место встречи изменить нельзя». И именно этот автобус курсировал по улицам нашего города в 30-е годы.

Улыбка как у «икаруса»

Посреди выставочного зала – срез кабины «Икаруса»-260. В Свердловске такие модели появились в начале 70-х годов, и с 1973 по 1980-е годы это был самый распространённый вид транспорта в нашем регионе. Это про него поёт Владимир Шахрин в песне «Оранжевое настроение»: «А я похож на новый «Икарус». А у меня такая же улыбка».

«Зимой транспорт был холодный, – вспоминает Иван Илларионов. – На окошках писали некультурные слова или признания в любви поверх инея. Но, несмотря на холод, горожане «Икарусы» очень любили».

Да и сегодня «Икарус» точно порадует посетителей музея, особенно самых маленьких. Можно посидеть в кабине водителя, покрутить «баранку», подёргать рычажки или пройтись по салону.
А вот ещё одна знакомая модель – 283-я. Такие машины достались Екатеринбургу значительно позже, в 1997–98-е годы, по международному контракту. Они до сих пор служат: из 168 осталось 43 штуки. Их и сегодня можно встретить на маршрутах № 1, № 57 и №28. Больше нигде в России таких нет.

Автобус-кафе

На улице под открытым небом красуются девять раритетных моделей. Некоторые заржавели, а другие работали бы и дальше, если бы их не отправили на заслуженный отдых. Самый старый из коллекции – ЛАЗ-695. Он перевозил горожан в 70–80-х годах. Внутри непривычно тесно, из-за круглых окон не покидает ощущение, что находишься в аквариуме. А вот сидений не сохранилось. Зато на кабине водителя красуются «шашечки» такси. Создатели музея говорят, что их прикрепили в 90-е годы, когда автобус стали использовать частники для междугородних рейсов.

Посетители музея смогут посидеть в кабине «Икаруса».
Посетители музея смогут посидеть в кабине «Икаруса». Фото: «АиФ-Урал»/ Никита Серебряков

Кондиционеров у таких моделей, конечно, не было предусмотрено, поэтому водитель открывал специальные шлюзы, через которые во время поездки в жаркую погоду в салон поступал поток свежего воздуха.

Над лобовым стеклом следующей модели – надпись «Экспрес Кафе» вместо номера. В широком салоне уместились столики, скамейки, коридор с холодильником и портативная кухня.

Цифра недели
9 раритетных моделей представлено в музее.
Это ЛиАЗ-5256. Или по-другому – полевой автобус-кафе. Внутри есть место для готовки, обеденная зона, газовая плита и баллон. Воду закачивали в баки, спрятанные в шкафчиках над раковинами.
Как объяснил Иван Илларионов, на выездных соревнованиях или на пастбищах в нём кормили спортсменов и работников общественных организаций. Кормили не хуже, чем в обычной столовой. ЛиАЗ проработал до 2018 года.

КАвЗ-3976 начала 1990-х годов и междугородний «Икарус»-250 намотали миллионы километров по Союзу. Некоторые из них точно повидали военную Чечню, а также Крым, где у Свердловска находился свой оздоровительный детский лагерь. Автобус с выставки, возможно, отправляли и на Олимпиаду-1980 в Москву.

В этом году коллекция раритетов пополнится ещё двумя моделями. Музей сейчас открыт для студентов профильных учебных заведений, но в ближайшее время начнут бесплатно пускать всех горожан. К 2025 году, к столетию автобусного движения в Екатеринбурге, руководители музея обещают представить коллекцию в обновлённом виде.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах