Увы, многие активные забавы детей остались в прошлом. Но их ещё можно возродить, тем более что они хранятся не только в воспоминаниях их повзрослевших участников, но и в исторических документах, в том числе на фотографиях. Об одной из таких славных забав мы беседуем с архитектором, автором проекта «Домики на деревьях» Павлом Ложкиным. Подробности читайте на ural.aif.ru.
Обнаружить непросто
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Павел, вы в детстве строили домики, штабы на деревьях? Я вот поняла, что это увлекательное дело почему-то прошло мимо меня. К сожалению.
Павел Ложкин: - Совсем маленьким, до первого класса, я жил в Перми – там мы делали домики в кустах, «верховые» нам было просто не осилить. А в Сургуте, куда я потом переехал, преобладали хвойные деревья, которые практически недоступны для каких-то ребячьих построек, но мы мастерили шалаши, а однажды в лесу (жили на окраине города) даже вырыли землянку. Понятно, что у каждого были свои дома, но нам с ребятами было интересно иметь свои потаённые места.
Кстати, сооружением домиков на деревьях занимались в основном мальчишки, девчонок к «мужскому делу», как рассказывают бывалые «строители», не допускали. Так что понятно, почему это развлечение прошло мимо вас.
- Как случилось, что вы стали летописцем этого типичного для советских времён «артефакта»?
- Признаться, совершенно случайно. В 1995 году я пошёл в Зелёную рощу смотреть место для дипломного проекта и наткнулся на два домика на деревьях, недалеко друг от друга. Они показались мне любопытными, сфотографировал и… забыл про них. А уже в 2000 году обнаружил такой домик в одном из дворов на Уралмаше, заинтересовался и стал целенаправленно обращать на них внимание, находить, фотографировать. Это только кажется, что обнаружить «тайный штаб» просто. Зимой – да, но летом они надёжно укрыты от посторонних глаз листвой. Меня, кстати, часто спрашивали, мол, мы ходим и не видим, как ты их находишь? Всегда отвечал, что, когда идёшь, надо не под ноги смотреть, а вверх. Бывало даже, что еду на трамвае, вижу домик на дереве, выскакиваю на следующей остановке, возвращаюсь, фотографирую его.
На сегодняшний день в моей коллекции больше сорока фотографий – большинство из Екатеринбурга, но есть и из других городов. Например, из Перми, Лакинска Владимирской области. На ловца и зверь бежит.
- Чем вам, как архитектору, интересны эти, в общем-то, примитивные строения?
- Я не любитель правильной, красивой, академичной классики. Предпочитаю в архитектуре спонтанность, импровизацию – в этом, на мой взгляд, больше искренности. И домики на деревьях – это как раз история про искренность, ведь юные строители не задумывались, как их «произведение» будет выглядеть снаружи, будет ли оно красивым, для них было главным создать для себя уединённое пространство. Собственно, любое здание возводится в первую очередь с утилитарной целью, красота же вторична, её цель – продемонстрировать статус. А детям это всё было не нужно. Более того, они даже не обращали внимания на месторасположение, у меня есть фотографии домиков на деревьях в непосредственной близости от дороги, возле трамвайных путей. А вот конструктивное удобство места для строительства играло важную роль. К примеру, дети непременно выбирали деревья, которые разветвляются.
Подбор материала для строительства тоже представляет интерес. По сути, домики строились из того, что удавалось найти, что повсюду валялось. Всё шло в дело: доски, фанера, лоскуты полиэтилена, пластик и так далее. Понятно, что молотки, гвозди, пилы заимствовались у родителей. Мне кажется, что, захоти современный ребёнок построить дом на дереве, он и материала-то не найдёт – всё подходящее для этого дела вывозится и утилизируется.
Интересен сам процесс
- Думаю, и инструмент не в каждом доме сегодня можно найти.
- Именно. Обратите внимание, дети того времени умели мастерить, что не удивительно. Я ещё дошкольником был, когда дедушка подарил нам с братом по топорику, научил их точить, пользоваться. Кто сегодня доверит ребёнку топорик? Даже я своему сыну не доверю, от греха подальше. Это факт – родители сегодня держат детей в рамках безопасности, даже гуляющий без взрослых ребёнок вызывает недоумение и настороженность. А мы сами по себе гуляли. Разве, гуляя с родителем, займёшься строительством дома на дереве? Хотя раньше ведь этим ребятишки во дворе занимались, и наверняка взрослые видели.
- Ну, так ведь подход был: занят – и хорошо.
- Да, и мы в детстве всегда были заняты каким-то делом! Более того, интересен был сам коллективный процесс, то есть детям эти домики на деревьях интереснее было делать, чем потом в них сидеть. Хотя в них устраивали штабы, там были тайники. Честно говоря, я завидую мальчишкам, которые этим занимались. Ведь в рабочем процессе складывались крепкие дружеские отношения, формировалась ответственность. Сегодня, когда у ребят практически нет совместных дел и не появляется «сцепки», не на чем проверить дружбу.
- Когда вы в последний раз видели в городе домик на дереве?
- Последняя моя фотография датирована 2004 годом. Хотя редко, но мне поступают сигналы, что кто-то где-то видел домик на дереве. Всегда проверяю, часто не нахожу. Хотя, конечно, странно, что те «строители», будучи сегодня взрослыми, не передают этот опыт своим детям.
Впрочем, буквально на днях доехал улицы Синяева, где как мне сказали, сохранился домик на дереве. В нём сидели трое ребят — не догадаетесь, что они там делали! Они там играли в игры на смартфоне! Сказали, что обнаружили этот домик в таком состоянии, подставили только палки и доску, чтоб залазить. Они сказали, что планируют домик достроить. То есть у современных детей есть еще интерес к этому делу.
- Какие деревья в основном облюбовывали ребятишки?
- Иногда строили на берёзах, но чаще на тополях, потому что, когда их подрезают, они начинают разветвляться, а между веток образуется пространство, которое дети и обживали. Причём строили, как правило, высоко, метров пять от земли. Забирались ловко по веткам, а порой к дереву прибивали досочки, бруски – получалась импровизированная лесенка.
Но домики строились не только на деревьях. В моей коллекции есть фотография домика на не действующих, поваленных столбах линии электропередач, а во дворике в районе пересечения проспекта Ленина и улицы Восточной домик был сооружён на большом уличном вазоне, некогда украшавшем курдонёр.
- Как вы считаете, эта забава когда-нибудь возродится?
- Сложно сказать наверняка. Но у меня была идея сделать детскую площадку с такими домиками, причём чтобы они были в виде конструктора. Дети бы там не просто играли, а принимали бы участие в строительстве: пришли, собрали домик, поиграли, а потом его можно бы было разобрать для следующих ребятишек. При этом детали конструктора должны быть непременно разномастные, чтобы надо было ещё и смекалку проявить, голову поломать над тем, как соединить негабарит. К сожалению, пока не хватило энергии воплотить эту идею в жизнь, но я её не оставляю.
Я и коллекцию фотографий выставлял всего один раз, на биеннале в Бишкеке, и один из журналов её опубликовал. Но к 300-летию Екатеринбурга я решил, что надо напомнить об этой славной детской традиции – строительстве домиков на деревьях, и выставка моих фотографий открылась в Литературном квартале, в музее «Страна чудес». Кстати, я возлагаю на эту выставку большие надежды, надеюсь, что кто-то из авторов этих домиков узнает своё творение и выйдет на меня, – это было бы очень интересно. А там, глядишь, вместе и возродим среди детей эту традицию, привлечём их к творческому процессу, оторвём от гаджетов, вернём их из виртуальной жизни в реальную.
Какие ещё забавы не знают современные дети?
Брызгалки. Водные пистолеты не в счёт, потому что в изготовлении брызгалки была особая «фишка»: подобрать «правильный» флакон, выпросить его у мамы, стащить спицу нужного диаметра, (о, ужас!) нагреть её над газовой горелкой, проткнуть крышечку…
«Классики». Разновидностей этой игры была тьма-тьмущая. «Классики» собирали целые дворы, «чемпионы» давали мастер-классы. Когда в последний раз вы видели на асфальте нарисованные сетки для игры в «классики»? Вот!
«Ножички». Участники игры соревновались не только в меткости (надо было попасть ножичком на территорию соперника в очерченном на земле круге), но и в мастерстве метания – ножики метали с носа, с головы, с плеча, с переворотом. Сегодня нож в руках ребёнка – ужас-ужас.
«Резиночки». Схем прыжков в «резиночке» великое множество, причём на каждом уровне они усложняются всё больше и больше. В своё время компании игроков собирались во дворе дома или школы, в парках, скверах, играли в «резиночку» даже в школьных коридорах во время перемен.