«Копируя иные культуры, мы теряем свою, пусть даже речь идёт о стилистике украшения новогодней ёлки», – говорит заведующая редакционно-издательским отделом Свердловской областной библиотеки им. В. Г. Белинского, популяризатор изобразительного искусства, художник Надежда Маценко.
«Символ жизни»
— Надежда, в вашей коллекции ёлочных игрушек – подлинные сокровища. Как вы стали их обладательницей?
— Не отношу себя к коллекционерам – всё-таки это люди, ведущие хронологию предметов своей коллекции, знающие и ищущие документальные факты, которые имеют к ним отношение. Словом, до звания «коллекционер» нужно ещё дорасти. Поэтому относительно ёлочных игрушек я пока ещё собиратель.
Часть моих, как вы сказали, сокровищ – это игрушки, которые передавались из поколения в поколение моей семьей. Другая часть – это подарки людей, которые так или иначе узнавали о предмете моего интереса.
К примеру, моя соседка по даче отдала мне уникальных ёлочных пупсиков, которые были сделаны в годы Великой Отечественной войны. Несмотря ни на что, в самое тяжёлое для страны время производство ёлочных игрушек не останавливалось – они были своего рода символом жизни.
Все эти старинные ёлочные игрушки хранят бесценную память как о своём времени, о событиях в нашей стране, так и о чём-то очень близком. Как-то, например, моя мама увидела стеклянного гимназиста 50-х годов прошлого века и воскликнула: «Да, я помню, у меня в детстве такие же штанишки с начёсом были!». Понимаете? Ёлочные игрушки – это совершенно личные, «мурашечные» истории.Когда Чкаловым был совершён первый беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку, появилось огромное количество ёлочных пингвинов, белых мишек, самолётов.
Стеклянные бусы - отголосок «ювелирного дерева»
— Когда в России начали украшать ёлки?
— В середине XIX века. Первые сообщения о продающихся «прелестно убранных» ёлках появились в газете «Северная пчела», которая издавалась в Санкт-Петербурге, в 1840 году. Интересно, что тогда можно было купить уже наряженную ёлку, скажем, в кондитерских они продавались, украшенные сладостями, засахаренными фруктами, пряниками, конфетами. Понятно, что эта красота была доступна только состоятельным людям.
Более того, в богатых семьях, о чём свидетельствуют документальные источники, ёлки украшались ни много ни мало ювелирными изделиями! Вполне вероятно, стеклянные бусы, которые мы вешам на ёлку, – это своего рода отголосок «ювелирного дерева».
В семьях же была традиция скрывать от детей процесс украшения ёлки, чтобы они сразу попадали в атмосферу сказки, – пока малыши верят в чудо, не стоит показывать, как это чудо делается. Об этом говорится во многих книгах XIX века. Знаю, что эта традиция сохраняется в некоторых домах до сих пор. Кстати, в XIX веке наряженная ёлка могла быть и самостоятельным подарком детворе, которая съедала с неё все вкусные украшения.
— А несъедобные украшения в дореволюционной России производились?
— Конечно, но такого феномена, как дореволюционная ёлочная игрушка, увы, не существует, поскольку дизайн ёлочных украшений того времени откровенно копировал европейские образцы. В украшении ёлки преобладали рождественские мотивы, что естественно. Хотя, удивительное дело, мы порой долго время за чем-нибудь наблюдаем, а сути при этом не видим. Вот, например, мы на Урале живём среди гор, но гор не замечаем.
Между тем «звёздное» навершие символизирует Вифлеемскую звезду (а «пика» - это, в свою очередь, стремление человека к светлому будущему, символ твёрдого внутреннего стержня), свечи – победу света над тьмой, добра над злом (это символизировал и фосфор, который обильно использовали в производстве игрушек), животные – тех, которые были свидетелями рождения младенца Иисуса, а плоды (ягоды, фрукты, гроздья винограда, грибочки) – рай, к которому надо стремиться. Всё это «читалось» на дореволюционных рождественских ёлках.
«Медный дождь», цена 6 копеек...
— В СССР ведущие темы уже были другие. Я прекрасно помню стеклянных космонавтов, например.
— Напомню: наши мастера начали работать над ёлочной игрушкой после 1935 года – до этого новой властью ёлка была запрещена как наследие буржуазного образа жизни. А в 1935 году она была реабилитирована, и её вновь разрешили ставить и украшать.
Ничего удивительного, что тематически ёлочные украшения изменились. Тем более что, повторюсь, именно в советское время сформировался наш оригинальный стиль ёлочных игрушек. Они наполнились новым смыслом, кроме того, возникали новые технологии их производства, порой весьма оригинальные.
Например, у меня есть образец ёлочного дождика, который на самом деле представляет собой тончайшую медную проволоку. На упаковке так и написано: «Медный дождь», цена 6 копеек, Псковкабель». А помните игрушки на прищепках? Так вот, эти самые прищепки изготавливались из отходов производства, из лоскутков жести. Если внимательно рассмотреть прищепки, можно узнать, что это был за завод и что он производил. Если будет такая возможность, обязательно поразглядывайте, вас ждут откровения!
Кстати, я обратила внимание, что у советских ёлочных игрушек в виде каких-то персонажей – людей и животных - весьма специфические мордашки: они чётко, жёстко выписаны. Когда разглядываю их, думаю, что, скорее всего, был какой-то канон. Иначе чем объяснить, что, например, у стеклянного щеночка – уж что может быть нежнее! – такие чёткие «сверлильные» глазки? Только тем, что это не просто щеночек, а «наш, советский щеночек».
Вообще, многие игрушки в Советском Союзе производили не просто так, а «идеологически», чтобы повысить самосознание людей. Примеров тому множество. Самые распространённые – пятиконечные звёздочки, которые, уверена, сохранились во многих семьях. Когда Чкаловым был совершён первый беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку, появилось огромное количество ёлочных пингвинов, белых мишек, самолётов. Ну и надо ли говорить, после какого события началось производство ёлочных игрушек в виде космонавтов?
— Вы сказали, что в годы войны производство ёлочных игрушек не прекращалось. Из чего их делали?
— Из всего, что было доступно технологам. Папье-маше, вата, пропитанная клейстером, – такие игрушки покрывались бертолетовой солью для блеска. Но эта технология использовалась и в довоенное время. А в военное возникали уникальные технологии.
Вернёмся к пупсам, о которых я также уже говорила. Личики и мордочки (среди них есть поросёнок в младенческом конверте) – это канифоль, которая в то время была под руками, а сами конвертики – папиросная бумага, украшенная всё той же бертолетовой солью. Кстати, суровые ниточки, которыми перевязаны пупсы, – родные, сороковых годов.
Роль ёлочных игрушек в годы великого испытания для нашей страны – это отдельная история. Позволю себе цитату из воспоминаний жителя блокадного Ленинграда в канун нового, 1942 года: «…Достать ёлку было невозможно. Дедушка взял акварельные краски и нарисовал её прямо на обоях, потом вбил гвоздики в конце нарисованных ветвей и повесил на них ёлочные игрушки. От настоящих игрушек ёлка ожила, и мы почувствовали запах хвои». Как много сказано в этих коротких строках…
«Ягодки и сосульки - это душевно»
— Вы наверняка заметили, что в последние годы в украшении наших ёлок стал преобладать европейский и западный стили: шары, атласные банты… Вам лично какие ёлочные наряды ближе?
— Я всегда за сохранение культурной памяти – это помогает народу осознать себя и сохранить свою самость. Копируя иные культуры, мы теряем свою, пусть даже речь идёт о стилистике украшения новогодней ёлки.
Для меня всё, что касается ёлки и атрибутов Нового года советского прошлого, является светлым прошлым. Тогда людям было доступно огромное разнообразие игрушек, выполненных с использованием самых разных технологий – от картонажей (наследников дрезденских) до своих образцов прекрасного стеклодувного производства. Да, производство ёлочных игрушек не обходилось без пропаганды и идеологии, но это была светлая идеология, идеология добра – большинство достижений страны были воплощены в новогодних игрушках. Это же чудесно!
Современные дизайнеры чувствуют уникальность советской эстетики, они тоже стали оглядываться назад, поэтому начали появляться реплики советских ёлочных игрушек: ягодки, всевозможные персонажи, домики, сосульки… В них тёплая, душевная красота.
Да, монохромные шары и атласные банты на ёлке – это красиво, но это холодная красота.
— В вашем доме украшается живая или искусственная ёлка?
— Искусственная, поскольку я сторонник осознанного потребления. Но муж обязательно приносит домой хвойные веточки, всё-таки наше подсознание ассоциирует Новый год с запахом хвои и мандаринов.
Кстати, у нас сложилась традиция наряжать ёлку 1 декабря. А в этом году, заметила, многие люди раньше обычного украсили ёлки. Думаю, людям хочется поскорее проводить этот сложный год.