Свердловская область вошла в тройку лидеров по страхованию имущества. С начала года жители региона оформили в «СберСтраховании» 52 тысячи договоров защиты недвижимости. Популярнее стали полисы ДМС, набирает обороты страхование от кибер-мошенничества и других распространённых рисков. Подробнее о тенденциях в страховании физлиц и бизнеса на Среднем Урале рассказали генеральный директор «СберСтрахования» Михаил Волков и заместитель председателя Уральского банка Сбербанка Александр Нуйкин.
Безопасность равно ответственность
В 2024 году жители Свердловской области оформили уже 52 тысячи полисов страхования жилья в «СберСтраховании», рассказал генеральный директор компании Михаил Волков. На регион пришлось 4% заключённых договоров – это третий результат по стране после Москвы (9%) и Московской области (7%).
Около 80% всех оформленных полисов защиты недвижимости в Свердловской области – это ипотечное страхование, в котором «СберСтрахование» является абсолютным лидером российского рынка. Более 20% – добровольное страхование имущества.
«Добровольное страхование жилья в Свердловской области становится всё популярнее: количество заключённых договоров уже выросло на 15% по сравнению с первым полугодием прошлого года, хотя июнь ещё не закончился, – отметил Михаил Волков. – Отчасти на это повлияли апрельские паводки: наши клиенты знают, что страховой полис покрывает не только бытовые инциденты, но и повреждения в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Владение имуществом – это не только радость, но и большая ответственность. Позаботиться о своих финансовых обязательствах перед собой, семьёй, соседями в случае ЧП абсолютно логично. Тем более что сегодня можно выбрать оптимальный вариант именно под свои потребности и риски. А в нашем приложении есть возможность подтвердить наступление страхового случая видеоотчётом, не запрашивая многочисленные справки. Это существенно упрощает и ускоряет процесс урегулирования убытков».
Не успел Урал оправиться от главной беды прошлого года – пожаров, как весной на территорию обрушились паводки. В «СберСтраховании» чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия покрывает базовый полис добровольной защиты жилья. Компания выплатила 260 млн рублей жителям Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской областей, Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, чьё жильё пострадало от апрельских паводков. 83% от общего количества выплат пришлись на полисы добровольной защиты жилья, 17% – на программы ипотечного страхования.
«Такие обращения мы всегда рассматриваем в приоритетном порядке и по упрощённой процедуре, ведь человеку критически важно как можно быстрее получить поддержку и восстановить своё жильё, – подчеркнул Михаил Волков. – При этом наши сотрудники, как только видят новости о стихийных бедствиях, анализируют клиентскую базу в зоне ЧП и проактивно связываются с владельцами полисов, чтобы проконсультировать и предложить помощь, поскольку люди, попавшие в беду, не всегда сразу вспоминают о своём праве на компенсацию».
Сбер на Урале не ограничился выплатой компенсаций: на помощь терпящим бедствие во время пожаров и наводнений вышли волонтёры – сотрудники банка, рассказал зам. председателя Уральского банка Сбербанка Александр Нуйкин.
«Для нас важно оказать реальную помощь, поэтому порой мы выходим за рамки контракта с клиентами, чтобы встать на защиту их самих и их интересов, – поделился Александр Нуйкин. – Бывают ситуации, когда основания для выплаты есть, но существуют и препятствия, к примеру, полис оформляется уже в неблагоприятной обстановке. Часто страховые отказываются от клиентов с такими обстоятельствами, но мы ищем возможность пойти им навстречу. В этом году мы получили огромную благодарность одной из местных жительниц, когда помогли оформить компенсацию за пострадавший от паводка дом – её единственное жильё».
Здоровье – главная ценность
На Среднем Урале показала рост и система добровольного медицинского страхования. С начала года сумма полисов ДМС, приобретённых работодателями региона для более чем 22 тысяч своих сотрудников, уже составила 150 млн рублей. За этот период страховые премии превысили прошлогодние показатели на 57%.
«Обычно, когда в экономике есть какое-то напряжение, бизнес снимает с себя часть финансовой нагрузки за счёт отказа от ДМС. Однако сегодня мы такого не наблюдаем, – рассказал Михаил Волков. – Возможно, причиной тому служит кадровый дефицит – предприятия понимают, что медстрахование сотрудников даёт им конкурентное преимущество. Не только работодатели стали больше задумываться о ДМС, но и сами люди. Особенно важно для них снять тревожность из-за возможных критических заболеваний, к примеру, онкологических – это один из модулей нашего продукта, который мы сконструировали так, чтобы каждый мог включить в свой полис именно то, что нужно. А ещё мы знаем особенности медучреждений по всей стране и помогаем подобрать нужного специалиста или подходящую клинику не только в домашнем регионе».
Чаще всего по полисам ДМС уральцы обращаются к стоматологам, неврологам, гастроэнтерологам и другим узким специалистам. Массаж находится на четвёртом месте в перечне самых посещаемых процедур у жителей Свердловской области (3,4%), его опережают общие исследования крови (4,4%), посещение процедурного кабинета (4,3%) и анализ биохимии крови (4%).
Кроме того, в «СберСтраховании» свердловчане чаще других уральцев страхуются от последствий укуса клеща – на регион приходится треть застрахованных (37%) в УРФО. Более четверти владельцев полисов от клеща (29%) проживает в Челябинской области, на третьем месте – жители Тюменской области (12%).
В 2023 году компания «СберСтрахование» оплатила врачебные консультации, обследования и лечение для клиентов, столкнувшихся с клещами, более чем на 14 млн рублей. Средняя стоимость таких процедур на одного человека составила 5,4 тысячи рублей при стоимости полиса от 240 рублей.
По статистике, большинство обращений за помощью происходит в мае, июне и июле. Чаще всего врачи назначают профилактику энцефалита (44%) и направляют клеща на анализ (40,5%).
Максимальная стоимость лечения, которое можно получить по программе ДМС, составляет 2 млн рублей. Этой суммы хватит и для реабилитации после серьёзной болезни, вызванной укусом клеща.
Тренды страхования бизнеса
Компания «СберСтрахование» застраховала крупные предприятия на Урале почти на 2 трлн рублей. Чаще всего полисы оформляют для защиты имущества, железнодорожных перевозок и строительно-монтажных работ, отметил заместитель председателя Уральского банка Сбербанка Александр Нуйкин. Также в регионе популярны авиакаско и страхование ответственности.
Лидерами по страховым суммам на Урале являются компании в транспортной отрасли – на них приходится 607 млрд рублей. Объём страховок предприятий и организаций, связанных с производством, транспортировкой и распределением электроэнергии, составляет 563 млрд рублей, в сфере авиаперевозок – 253 млрд рублей, в строительстве – 200 млрд рублей. Также в топе предприятия в сфере металлургической промышленности – 114 млрд рублей.
«Занятие бизнесом сопряжено с различными рисками, и чем крупнее компания, тем их больше, – пояснил Александр Нуйкин. – Эти риски не всегда удаётся предотвратить, но их можно разделить с надёжным страховым партнёром. Наибольшее число страховых случаев в последние два года приходится на сферу перевозок (83%) и повреждение имущества (12%). Мы рады возможности подставить бизнесу плечо в трудной ситуации – это благоприятно для экономической безопасности региона».
Также «СберСтрахование» в январе-мае 2024 года застраховало предприятия малого и микробизнеса на Урале на общую сумму 6,1 млрд рублей. Больше всего договоров (34%) приходится на Свердловскую область. Размер страховой суммы в сегменте МСБ вырос на 43%.
Комплексной защитой своего дела особенно озабочены свердловские предприниматели в сфере оптовой и розничной торговли (27% полисов), пассажирских и грузовых перевозок (7%), растениеводства и животноводства (6%), а также владельцы ресторанов и кафе (5%) и строительного бизнеса (4,8%).
«До недавнего времени малый бизнес вообще практически не страховал свои риски, но сейчас предприниматели стали осознаннее, – рассказал Александр Нуйкин. – Тем не менее остаётся множество недооценённых, неочевидных рисков, от которых тоже нужна защита. Мы предложили онлайн-игру для малого бизнеса, где участник вводит свои условия работы, а далее выбирает риски, которые считает наиболее вероятными для своего дела. Наш страховой калькулятор приводит в ответ свою оценку, и для многих результат бывает неожиданным и помогает иначе взглянуть на управление рисками и наполнение страхового полиса, делая защиту более полной и подходящей».
Генеральный директор «СберСтрахования» Михаил Волков добавил, что чаще всего малый бизнес несёт убытки из-за травм сотрудников в результате несчастного случая, больничных, связанных с такими происшествиями, а также заливов, пожаров и противоправных действий третьих лиц.
«Для малого бизнеса фактически любое происшествие заканчивается приостановкой работы: штат сотрудников ограничен, нет запасного помещения для возобновления деятельности, – пояснил Михаил Волков. – Страховой полис не только поможет восстановить работу в короткий срок, но и покроет убытки от простоя».
Среди трендов страхования бизнеса – ESG, то есть экологическая и социальная ответственность, а также страхование ответственности перед третьими лицами – это направление выросло в 2,5 раза за последний год. И одно из относительно новых направлений – кибербезопасность. Сегодня даже те граждане и организации, которые минимально вовлечены в цифровизацию, находятся в зоне риска. Как предпринимателям, так и физическим лицам можно застраховать, к примеру, остаток на счетах – это защитит от финансовых проблем в случае хищения или вымогательства средств.
«В целом, мы видим, что осознанность в отношении необходимости и удобства страхования растёт, как и уровень доверия к нашей компании, – подытожил Михаил Волков. – Лично я мечтаю, что в обозримом будущем хотя бы половина наших граждан будет защищена, и мы к этому приложим максимум усилий».
«Сберстрахование» выстроило стратегию, базирующуюся на трёх основных столпах. Во-первых, знание о клиенте и его рисках – успешно просчитывать их помогает, в том числе, искусственный интеллект. Во-вторых, создание бесшовного клиентского пути, чему служит взаимосвязь приложений банка и страховщика. В-третьих, снижение базовых рисков через просвещение клиентов – действующих и будущих, в частности, подрастающего поколения.
Реклама. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015.