Ряд некоммерческих организаций, профильный координационный совет Общественной палаты России и ИД «Аргументы и факты» планируют создать Национальный индекс гостеприимства. Цель – повышение уровня качества и безопасности туризма, создание условий для улучшения «туристической» репутации регионов и муниципальных образований для российских туристов.
Защита прав туристов является приоритетным направлением для всех организаторов Индекса. При этом индексироваться будут как средства размещения (отели, кемпинги, хостелы), так и российские регионы, где находятся эти объекты. В частности Свердловская область, снискавшая популярность в сфере делового и промышленного туризма, привлекательная своей природой и рекреационными возможностями, а как регион с самым богатым национальным разнообразием интересная и любителям этно-культурного туризма.
На первом этапе проект будет развиваться по двум ключевым направлениям. Для отелей планируется подготовить специальный портал, на котором они смогут выложить анкету с информацией о себе, в том числе подтверждающей наличие важных элементов гостиничного сервиса: соотношение цена/качество, доступность для маломобильных групп населения, безопасность, экологичность, качество услуг, заявленных при продаже. Регион будет оцениваться по участию в программах организации отдыха участников СВО и членов их семей.
Второе направление – оценка работы российских отелей самими туристами по системе «тайного гостя». Первыми тайными гостями отелей в разных регионах страны станут журналисты и читатели «АиФ».
Зачем это нужно?
Для туристов участие в проекте – это возможность лично повлиять на улучшение сервиса в местах размещения с помощью заполнения специальной электронной анкеты по каждому отелю, где турист проживал во время путешествия или деловой поездки. И, что не менее важно, возможность изучить информацию с помощью портала Индекса, отзывы читателей «АиФ», чтобы принять решение о поездке в тот или иной регион и выборе той или иной гостиницы.
Отелям и другим объектам размещения туристов участие в проекте позволит получить дополнительное продвижение и конкурентное преимущество в информационных кампаниях с помощью достижения высоких позиций в Индексе. Кроме того, регистрация на портале Индекса, загрузка необходимых документов и подтверждений, высокие оценки туристов повышают рейтинг не только отеля, но и региона в целом.
Для администраций регионов и муниципальных образований поддержка проекта интересна возможностью за счёт высоких позиций в Индексе привлечь дополнительный туристический поток, который обеспечивает развитие малого и среднего бизнеса в сфере туризма и смежных отраслях (культуры, общепита, торговли и др.).
Сегодня в России не существует единого интернет-сервиса, позволяющего в комплексе решить перечисленные задачи. Большинство систем бронирования и отзывов по отелям и туристическим достопримечательностям базируются за границей, часть из них для россиян просто недоступна. А самое важное, что отзывы, оставленные на форумах этих систем бронирования, анонимные и зачастую написаны случайными людьми. Национальный индекс гостеприимства исправит эту ситуацию.
Индекс планируется запустить в начале июня 2024 года. Сейчас идёт доработка портала, создание необходимых положений и инструкций.
Мнения экспертов
Председатель Всероссийского объединения туристов, руководитель рабочей группы по защите прав туристов Общественного совета Роспотребнадзора Дмитрий Давыденко рассказал, что внутренний турпоток в России в 2023 году составил 78 млн человек, а к 2030 году он должен возрасти почти вдвое – до 140 млн туристов.
«Это значит, что и сама туристская инфраструктура должна не только вырасти, но и обеспечить для путешественников и отдыхающих комфортный уровень сервиса и максимальную безопасность. Национальный индекс гостеприимства нужен как раз для этого.
Президент и Правительство РФ вкладывают значительные усилия в развитие внутреннего туризма в нашей стране. Буквально недавно прошло совещание под руководством Владимира Путина по масштабному проекту «Пять морей и озеро Байкал», где было принято решение о создании больших туристических кластеров для развития семейного туризма», – добавил эксперт.
Генеральный директор АО «АиФ» Руслан Новиков подчеркнул, что издание много внимания уделяет сфере туризма.
«На сегодняшний день у нас действуют два больших и интересных проекта: "Пора ехать!" и "Отдыхаем здесь". Оба проекта – информационные. В первом случае – это карта страны с краткой справкой по каждому региону о туристических достопримечательностях, а также с более подробной информацией о разных локациях и даже гастрономических особенностях региона. Второй проект – это витрина лонгридов о разных регионах с видео, инфографиками, интересными рассказами о туристских объектах, красивыми фотографиями природных и исторических памятников. Оба проекта весьма популярны.
Есть постоянная рубрика "Туризм" на федеральном сайте. Кроме того, третий год мы со Всероссийским обществом охраны природы реализуем проект "Уникальные водоёмы России", который также имеет непосредственное отношение к туризму. В общем, нам близка эта тема. У нас самая обширная редакционная сеть в стране. Более 40 миллионов человек читают наш сайт, и более 22 миллионов человек читают газету. Поэтому мы с радостью поддержали инициативу Всероссийского объединения туристов по созданию Индекса гостеприимства – это очень важный интерактивный проект для развития туризма в нашей стране», – отметил Руслан Новиков.
Член Общественной палаты России, Председатель Координационного совета по развитию индустрии гостеприимства и отдыха Андрей Максимов также обратил внимание на то, что граждане России все более активно путешествуют по стране, вызывая бурный рост индустрии гостеприимства.
«Это приковывает повышенное внимание как к туристическим "магнитам" той или иной территории, так и к качеству сервиса в гостиницах, ресторанах или на объектах посещения. Запускаемый Национальный индекс призван помочь потребителям оценить качество туристических сервисов и инфраструктуры каждого региона и муниципалитета России», – пояснил Андрей Максимов.
Президент Фонда «Лидер» Дмитрий Петров считает, что активная включённость в реализацию данного проекта всех участников позволит определить условия, необходимые для формирования культуры туризма в нашей стране. Информированность и осведомленность туриста скажется на повышении качества услуг в туриндустрии, а Индекс гостеприимства повысит привлекательность внутреннего туризма.