Примерное время чтения: 13 минут
585

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?

Сюжет «Изумрудное кольцо Урала»

В густом берёзовом лесу Белоярского района, всего в четырёх километрах от деревни Чудово сохранился фрагмент столбовой дороги – знаменитого Сибирского тракта. Исследователи уверяют: если разуться и встать на него босыми ногами, непременно почувствуешь вибрацию – усталые шаги нескольких сотен тысяч ссыльных каторжан, торговцев, переселенцев, богомольцев, прошедших этим путём в XVIII–XIX веках.


Верстовые столбы


Понятно, что время своё дело сделало. Некогда оживлённый Сибирский тракт к настоящему времени зарос деревьями и кустарником, но его очертания сохранились если не в первозданном виде, то вполне явно. По ним можно судить, каким мудрым образом был проложен этот знаменитый путь.

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

«Видите, это очевидный фрагмент дороги, по которой шли всевозможные повозки, ширина её полотна 14-16 метров, – рассказывает основатель и руководитель музейного комплекса «Чудовы истоки Сибири» Виктор Овчинников. – Справа и слева от самой дороги – канавы для её осушения глубиной полтора метра и шириной 2,5 метра – их тоже хорошо видно. А за ними, выше полотна дороги сантиметров на 70, – тротуар для пешего люда. По нему шли ссыльные каторжане, торговые люди, переселенцы и просто путники. Сибирский тракт вёл  на Тюмень – Тобольск – Томск. Далее северным путем обозы шли на Якутск – Охотск, а южным – на Иркутск – Верхнеудинск. Отсюда многие сворачивали в сторону Кяхты, на границу с Китаем. Остальные шли на Нерчинск и дальше к Амуру».

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

Сибирский тракт был одной из самых благоустроенных дорог России. Его строительство в Белоярской слободе велось почти восемь лет – с весны 1737 года до осени 1744 года, в нём принимали участие жители окрестных деревень и сёл. Рубили просеки, прокладывали гать, насыпали полотно, для чего свозили сюда речную гальку. Со временем вдоль тракта установили верстовые столбы. «Где-то верстовые столбы делали из дерева, а в наших местах из камня, которого здесь было вдосталь, – рассказывает Виктор Овчинников. – Мы нашли пять отлично сохранившихся таких столбов, три из которых можно увидеть в музее».


Екатерининские берёзы


Содержание Сибирского тракта легло на плечи жителей окрестных сёл и деревень. Более того, по словам краеведа Александра Копырина, архивные документы свидетельствуют о том, что они несли квартирную и подводную повинность. Иными словами, были обязаны пускать путников на постой и обеспечивать им замену лошадей. Нелёгкое бремя, особенно если учесть, что только, к примеру, за 1872 год по тракту прошло 85 тысяч возов, карет и кибиток.

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

Сибирский тракт сегодня более всего ассоциируется с каторжанами и декабристами, которых этапировали к месту ссылки в Сибирь. По данным Камышловского архива, которые приводит Александр Копырин, за весь период существования ссыльных этапов в царский период по тракту прошли около полумиллиона уголовных и политических арестантов.

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

Можно предположить, что их комфорт в пути мало кого волновал. Другое дело – торговый люд, который двигался со всевозможным товаром, в том числе на Ирбитскую ярмарку. Да и вообще, по тракту проезжали многие важные особы. Доподлинно известно, что здесь проезжали немецкий зоолог Брем, немецкий же натуралист и путешественник Гумбольдт, сыновья Александра II… Кроме того, по Государевой дороге – так называли тракт – мчалась царская почта. Всем уважаемым людям – особенно имеющим деньги – в населённых пунктах по пути следования оказывалось всяческое почтение.

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

До определённого времени напастью Сибирского тракта были характерные для Урала обильные снегопады и метели. Бывало, за ночь путь переметало так, что не разберёшь, где дорога, где тротуар, а где канава. Опасная ситуация. Не видя пути, лошадь могла оступиться, упасть в канаву, обоз повалить и получить травму. Чтобы решить эту проблему, по указу Екатерины II вдоль тракта были посажены берёзы, которые сдерживали заметание полотна и служили вешками. Виктор Овчинников уверяет, что некоторые из этих берёз сохранились по сей день. Одну из них, обречённую на естественную гибель, он предусмотрительно спилил и установил в качестве экспоната на территории музейного комплекса.

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

А вот часовня, которая стояла близ Сибирского тракта, на повороте к деревне Чудово, не сохранилась. Но Виктор Яковлевич по крупицам собрал информацию о ней, определил примерное месторасположение и заказал мастерам «аналог». Теперь на повороте к Чудово стоит декоративная часовня, напоминающая туристам о том, как здесь молились путники Сибирского тракта.


Как Угольная дорога стала Куделькиной


Перпендикулярно Сибирскому тракту в давние времена проходила Угольная дорога, получившая  название от своего изначального назначения. Территория, по которой она проходила, принадлежала Каменскому железоделательному заводу – родоначальнику металлургии на Урале. Именно на этом заводе в 1701 году появилась первая доменная печь. «На всей территории так называемой Лесной дачи Каменского железоделательного завода происходило углежжение. Центр же его был в посёлке Белокаменном, – рассказывает Виктор Овчинников. – Уголь в больших коробах, сделанных из ивы, везли на повозках на завод».

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

По словам Виктора Яковлевича, дорога была проложена в идеальном месте – по ровной территории, без перепада высот, которыми вообще-то отличается эта местность. Позже, когда в районе нынешнего Асбеста был обнаружен «горный лён» и началась его добыча, по Угольной дороге на станцию Грязновская стали возить асбест. Поскольку этот минерал отличался волокнистостью, народ переименовал Угольную дорогу в Куделькину. «Минеральная» история вдохнула в дорогу жизнь – её подремонтировали, приведя в состояние, соответствующее требованиям того времени.

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

Надо сказать, что и в советский период ремонт проводился регулярно. Более того, для сохранения полотна было запрещено передвижение на лошадях и конных повозках. До конца 50-х годов по Угольной (Куделькиной) дороге в Свердловск ездили автобусы. Со временем же она стала невостребованной и постепенно зачахла. Кстати, сегодня её первые названия помнит мало кто из жителей близлежащих сёл и деревень, заброшенную дорогу сегодня именуют старой Грязновской дорогой.


Осталась не только «в теории»


А вот за извилистым Калмацким трактом, существование которого подтверждено документами первой половины XVII века, никто особо не следил. По мнению краеведов, эта дорога была проторена много раньше, чем она была упомянута в официальных источниках. «Верхнюю часть Казахстана в то время населяли калмыки (иначе – калмаки), к Каспийскому морю они ушли позже, – рассказывает Виктор Овчинников. – Отсюда название дороги, которая была оживлённым торговым путём. Из Средней Азии сюда везли, например, ковры, шелка, отсюда же туда – меха». Однако существует и другая версия происхождения названия дороги, согласно которой в те далёкие времена калмаками окрестили вообще всех кочевников.

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

Краеведы установили, что древний путь – Калмацкий тракт – проходил приблизительно по следующим населённым пунктам на современной карте: Верхотурье – Алапаевск – Арамашево – Покровское – Алтынай – Сухой Лог – Богданович – Катайск. Возможно, поэтому в разные времена она называлась то Калмацкой, то Катайской, то Покровской…

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

По словам краеведа Александра Копырина, Калмацкий тракт активно использовался во время башкирского нападения на село Покровское и поселения по реке Реж в 1661-1662 годах. По ней передвигались как кочевники, так и русские служивые люди, защищавшие сёла. Интересно, что на территориях, примыкающих к дороге, уже в современной жизни находили предметы, свидетельствующие о том противостоянии. Скажем, в 2017 году возле станции Алтынай краеведы обнаружили настоящее историческое сокровище – наконечник копья.

По следам каторжан и богомольцев. О чём хранят память древние пути?
Фото: «АиФ-Урал»

До дня сегодняшнего от Калмацкого тракта в более или менее приличном состоянии дожили лишь отдельные его фрагменты, большая же часть, что называется, быльём поросла. Но вдоль одного из сохранившихся участков можно увидеть ещё одно свидетельство истории этого места, связанное с Гражданской войной, – окопы, оставленные предположительно колчаковцами. Краеведы так и говорят – «предположительно», потому что по гильзам, которые можно там найти и по сей день, трудно судить, кто здесь окапывался. И красные и белые воевали пулями одного производства.


Больше подробностей, фото- и видеоматериалов об интересных местах родного края можно узнать на сайте «Изумрудное кольцо Урала».


Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах