Примерное время чтения: 9 минут
401

Завод, пирожки и Путин. Уральский гид – о том, как продвинуть свой город

Известный экскурсовод и краевед Сысерти Александр Савичев знает все особенности местного туризма.
Известный экскурсовод и краевед Сысерти Александр Савичев знает все особенности местного туризма. / Ольга Романова / «АиФ-Урал»

Александр Савичев – гид-экскурсовод Сысерти со стажем. Почти 10 лет назад он поделился собственными историческими изысканиями о родине Бажова с первой группой туристов. И пошло-поехало. Сегодня Александр возглавляет созданный им культурно-выставочный проект «Сысертский завод-музей». Запись на экскурсии к легендарному гиду планируется за два месяца. В 2021 году он стал победителем Всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства». Этим летом был в Кремле на встрече с президентом Путиным.

О том, как по примеру Савичева развить туризм в собственном селе и городе, читайте в интервью на ural.aif.ru.

Я в туризме – «по любви». Проводить экскурсии по Сысерти, старому чугунному и металлургическому заводу –  это дело мне по душе.
Александр Савичев в туризме – «по любви». Проводит экскурсии по Сысерти, по местному старому чугуноплавильному и железоделательному заводу. Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Романова

Найти идею, а вернее – любовь

Ольга Романова, «АиФ–Урал»: – Александр, как в вашей жизни появился интерес к туризму?

Александр Савичев: – С подросткового любопытства. В 12-летнем возрасте в Доме-музее Бажова мама купила мне книжку про историю и географию Сысертского района. Я очень удивился факту, что раньше здесь стояли копии античных скульптур, были оранжереи с ананасами. Стал изучать эту тему, постепенно открывать для себя родину Бажова, полюбил ее. При этом я не коренной сысертчанин: родился в 140 км от Москвы, сюда с родителями переехал в 1996 году. Учился в художественной школе, имею средне-профессиональное архитектурное образование и высшее – учителя географии. И много переподготовок в сфере педагогики, бизнеса, туризма – например, экскурсовод, мастер по сохранению культурного наследия.

– Где и как найти идею, которую можно вырастить в местный туристический бизнес?

– Классический вариант – «поиск от идеи, от проблемы». В малых городах и селах всегда есть объекты, которыми все гордятся, но которым уделяется мало внимания. Берем и раскручиваем эту тему. Например, в Сысерти долго стоял заброшенным старый металлургический завод – на минутку, памятник федерального значения. Мы решили взяться за него, чтобы он не разрушался. Но в селах это могут быть не только достопримечательности (архитектура, памятники), но и природа, персоны и даже нематериальное наследие (к примеру, в Сысерти это пирожки с черемухой).

Мой вариант развития идеи в туризме – «по любви». Возьмитесь за продвижение тех уникальных достопримечательностей или местных ремесел, которые вам по душе, которые отзываются внутри. Но точно не из жажды наживы. Когда бизнес начинается из-за денег, туристы это чувствуют. Местный туризм – он про доверие. А вообще, внутренний туризм – это востребованная ниша, которой можно и нужно заниматься.

В Сысерти долго стоял заброшенным старый металлургический завод – памятник федерального значения. Сейчас он – одна из главных достопримечательностей города, развиваемая Александром Савичевым.
Заброшенный старый металлургический завод, развиваемый агентством развития Сысерти и Александром Савичевым, – одна из главных достопримечательностей города, памятник федерального значения. Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Романова

Туризм во всем: от путеводителя до традиций

– Предположим, уникальность в селе нашли. Что делать дальше?

– Изучите ее. Соберите информацию у профессионалов: местных краеведов, библиотекарей, путешественников, архитекторов и т. д. Затем подберите подходящие инструменты для раскрытия выбранной темы. Это может быть экскурсия, путеводитель или аудиогид. Если выбран символ села, то сувенир. Ремесло? Задумайтесь о мастерской. Кулинарная традиция? Придумайте, как готовить и презентовать блюдо.

Местный туризм – он давно уже не только про экскурсии и традиции. Это навигация, путеводители, дизайн и даже туалет. Сейчас популярны книги с читательской локальной позицией – когда местные жители рассказывают истории. Почему? Им можно доверять: тот, кто здесь давно живет, тот многое знает, не соврет. Кстати, у меня есть не только исторические экскурсии по Сысерти. Я также показываю людям мою Сысерть: места силы, пространства, где вырос и живу. Через себя рассказываю про свой город.

– А где найти первых желающих посетить экскурсию?

– Я приверженец того, что, если это твоя идея и ты горишь ею, значит, действуешь. Ни в коем случае не сидите, не ждите. Много и везде рассказывайте о своем деле, продвигайте его. Пишите в соцсетях, в СМИ, приглашайте на свои экскурсии блогеров, редакции туристических сайтов. При активной позиции за полгода-год можно хорошо раскрутиться. На свою первую экскурсию 10 лет назад я позвал редакцию портала знатоков и любителей Урала – очень хотелось поделиться результатами исторических исследований. Потом создал свой сайт, соцсети и визитки, отправлял информацию по школам, в группах в соцсетях приглашал на экскурсии, в местной газете написали про меня статью. Так у меня появились туристы.

«В туризме не получится сделать проект, поставить его на конвейер и успокоиться. Турпродукт надо постоянно совершенствовать, что-то обновлять. Еще в туризме важны инициативность и уместный креатив».
«В туризме не получится сделать проект, поставить его на конвейер и успокоиться. Турпродукт надо постоянно совершенствовать, что-то обновлять. Еще в туризме важны инициативность и уместный креатив». Фото: «АиФ-Урал»/ Ольга Романова

От макушки до пяточек

– Не скучно 10 лет рассказывать об одном и том же? Как сохранить вдохновение к своему туристическому проекту?

– Найти точку силы – то, что действительно нравится. Для меня это исследования: в эти моменты от макушки до пяточек пробирает дух первооткрывателя, хочется делиться найденной информацией. Мотивируют знакомства, общение с коллегами из других городов и сел, которые так же, как и я, горят своим туристическим делом. Тогда понимаешь, что ты не один.

Я постоянно в развитии, анализирую каждую проведенную экскурсию, это не дает застояться. Вообще, в туризме не получится сделать проект, поставить его на конвейер и успокоиться. Делать одно и то же 2–3 года подряд даже коммерчески неэффективно. Турпродукт надо постоянно совершенствовать, что-то обновлять. Еще в туризме важны инициативность и уместный креатив.

Часто после моих экскурсий туристы говорят, что теперь в путешествиях будут искать местных гидов-знатоков. Здорово, что мой пример вдохновляет людей. Я становлюсь неким эталоном местного туризма – это, конечно, приятно.   

– Пожелания успехов от президента России Владимира Путина – тоже отличная мотивация.

– Очень волнительное событие. Помню тот жаркий солнечный день, когда организаторы конкурса «Мастера гостеприимства» позвонили мне: «Саша, через неделю едешь в Кремль». Я выбежал из туристско-информационного центра Сысерти на улицу и стал кричать. Прохожие не понимали, о чем я. По условиям организации никому нельзя было ничего рассказывать – для всех я просто уехал в командировку.

И вот, сижу в круглом зале Кремля. В восьми метрах от меня – Владимир Владимирович. Я то снимаю, то надеваю очки. Смотрю на потолок, закрываю глаза – кажется, все это происходит не со мной, будто сон. Я не был представлен в основной программе, и тут Путин интересуется, кто еще хочет выступить. Конечно, я! Когда рассказывал о Сысерти, о достижениях, нахлынуло чувство эйфории. Рассказывал все так же, как обычно делаю это для своих туристов. Пригласил президента посетить Сысерть. Закончил речь, и у меня случился шок. Поэтому даже смутился, когда Путин стал шутить со мной.   

Конечно, приятно, что рассказал о нашем большом и важном деле в Сысерти первому лицу. «Я встретился с президентом!» – с таким ощущением вышел из Кремля. Но кардинальных изменений в мою жизнь эта встреча не привнесла. Многие интересуются, но в Москву работать не позвали. Да и нет смысла мне этот вопрос задавать – я люблю дело, которым занимаюсь, бесконечно предан ему. Поэтому оно и успешно.     

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах