Старинный локомотив, построенный в 1950-х годах отечественными умельцами, задействуют в турах по Свердловской области. Он будет возить пассажиров из уральской столицы в Верхнюю Пышму.
25 сентября паровоз модели Л-3111, приехавший в Екатеринбург из Перми, начали готовить к отправлению в первый рейс по туристическому маршруту. Уже на следующий день в рамках форума «Большой Урал – 2020» он отправился от вокзала Екатеринбурга к Музейному комплексу УГМК в Верхней Пышме.
Локомотивная бригада подготавливает паровоз к поездке: в него загружают уголь, в тендер машины заливают воду. Отметим, что такой локомотив способен везти за собой 70–80 вагонов. Для этого паровозу требуется 18 тонн угля и 27 тонн воды.
«Вода нужна, чтобы обеспечить силу тяги и преобразовать тепловую энергию в движение, – рассказывает Алексей Жмилкин, машинист тепловоза-паровоза локомотивного депо Екатеринбург-Пассажирский. – Вода подаётся в печку, там кипятится, получается пар, который отправляется в паровую машину. На заливку полного тендера нужно 20–30 минут. Обычно воду приходится пополнять каждые 250 км».
Машина времени
Туристический паровоз Л-3111 может развивать скорость в 80 км/ч. Его часто называют «Лебедянкой» в честь изобретателя машины – профессора Лебедянского. Как рассказал машинист Игорь Бехтер, изначально паровоз конструировался для работы с товарными поездами послевоенного времени, чтобы можно было перевозить грузы, необходимые для активного восстановления страны. Поэтому ставился вопрос о строительстве мощных машин, которые могли бы держать большую скорость. Именно такой паровоз был сделан по заказу партии, а сейчас, спустя 70 лет, он будет использоваться для пассажирских поездок с использованием современных вагонов.
Туристические маршруты на паровозе соединят с программой музеев: в Екатеринбурге это Музей истории, науки и техники СвЖД, в Верхней Пышме – открытая железнодорожная экспозиция, а также Музей военной и автомобильной техники. Таким образом, красной нитью соединятся прошлое и настоящее.
Подобные ретропаровозы эксплуатируются в разных точках России. Особые туристические маршруты курсируют по Октябрьской, Московской и Северо-Кавказской железным дорогам.
По словам Игоря Бехтера, для того чтобы научиться управлять старинным паровозом, нужно проходить дополнительное обучение. В России такое учебное заведение есть, например, в Курской дорожно-технической школе. Для того чтобы переучиться на работу в ретропоезде, машинистам необходимо три месяца.
Чем отличается ретролокомотив от современных поездов?
В отличие от современных поездов, ретролокомотивы требуют особого ухода. Механизмы паровоза необходимо постоянно смазывать, его нужно заправлять водой и топливом. В электровозах эти функции доведены до автоматизма.
Бригада ретропаровоза состоит из трёх человек: кочегар, помощник машиниста и сам машинист. Для туристических маршрутов проектировщики установили автоматический углеподатчик, поэтому сейчас кочегар не требуется. Самым сложным для бригады является поддержание баланса между расходом угля, расходом воды и износом дышловых подшипников.
Туристические маршруты по окрестностям Екатеринбурга в будущем будут занимать от одного до двух часов. Обслуживать их будут три локомотива на паровой тяге. Рассматриваются три направления: Екатеринбург – Алапаевск (в рамках национального туристического проекта «Императорский маршрут»), Екатеринбург – Музейный комплекс УГМК, Екатеринбург – природный парк «Оленьи ручьи» – Михайловский завод.