Примерное время чтения: 25 минут
16379

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского

Сюжет «Изумрудное кольцо Урала»

Каменск-Уральский разделён надвое Исетью – это определило его развитие и по сей день является изюминкой города: множество мостов, развитый гребной спорт и «флотилия» прогулочных корабликов, богатая промышленность. Исеть и впадающая в неё река Каменка пролегают по границе Урала и Западной Сибири, и потому их берега представляют удивительную встречу двух разных геологических структур. Какие тайны поведает Каменск-Уральский своим гостям – рассказываем в спецпроекте «Изумрудное кольцо Урала».


Река – волшебные берега


О природных красотах Каменска-Уральского можно сказать очень много, но всегда лучше увидеть их своими глазами. Например, во время речной прогулки. Путешествие начинается на городской лодочной станции «Металлист», которая несколько лет назад была отремонтирована и благоустроена – оснащена современными спортивными и декоративными объектами. Здесь можно отдохнуть, любуясь лесистыми берегами Исети, заняться лёгкой атлетикой или академической греблей, летом взять лодку, а зимой – лыжи.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»
Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

От лодочной станции прогулочный кораблик забирает в сторону уникального железнодорожного арочного моста.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»
Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

Его монтаж начался летом 1938 года, а в декабре 1940 года по нему прошёл первый поезд. Подобная технология в мостостроении не применялась больше нигде и никогда. А жаль, он очень живописно смотрится, и без фотографии с этим красавцем просто нельзя покидать Каменск-Уральский. Хороший ракурс для съёмки этого моста дают два «соседа»: пешеходный мост из «старой» Красногорки в лесопарк – с одной стороны, а с другой – Байновский мост, главная транспортная артерия между уральской и сибирской частями города. А ближе всего рассмотреть уникальный объект можно с набережной у пешеходного моста – это нынче ещё одна достопримечательность Каменска-Уральского, благоустроенная в 2020 году.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

Следующий мост, который можно увидеть во время речной прогулки, Байновский.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

«Изначально здесь была построена деревянная переправа от деревни Байнова в историческую часть города. Исеть в ту пору была узкой и мелкой – местами её можно было перейти вброд. В 1911-1912 годах под всё ещё деревянный мост сделали каменные опоры. А в 30-х, со строительством ниже по течению Волковской плотины, уровень реки поднялся, и возникла необходимость в подъёме переправы. Позже, в 50-х, мост ещё подняли и расширили, и сделали его на этот раз капитальным», – рассказывает экскурсовод Владимир Сидоров, победитель «Лиги экскурсоводов 2024» в номинации «Промышленный туризм».

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

С тех пор Байновский мост сохраняет свой вид и остаётся главным связующим звеном между двумя частями города. От него ведёт тропинка мимо одного из городских санаториев к любимейшему для каменцев арт-объекту и неофициальному символу города – Лосю. Металлическая четырёхметровая скульптура, созданная в середине 1980-х годов местным художником и скульптором Владимиром Пермяковым, стоит на выдающейся из леса скале. Она хорошо видна издалека, в частности, благодаря яркой оранжевой раскраске.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

«На самом деле, порыжел Лось в 2006 году, а до этого он сменил несколько расцветок – от серебристой до леопардовой», – поясняет Владимир Сидоров.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»
Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»
Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

Выше по течению находится ещё несколько примечательных объектов. Слияние Исети и Каменки – место не только живописное, но и исторически значимое – за ним начинается Разгуляевский лесопарк, идущий вдоль реки Каменки в сторону исторической части Каменска по старинному руднику. До сих пор здесь видны следы промышленной деятельности, а на скальных выходах лежат многочисленные кусочки железной руды, ради которой, по сути, и осваивались местные земли с конца XVII – начала XVIII веков.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского

Фото: «АиФ-Урал»

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»
Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского Фото: «АиФ-Урал»

«Проработал этот рудник до 1930-х годов, тут сохранилась старая инфраструктура, можно увидеть, как добывали руду в так называемых закопушках и перевозили её. Незадолго до закрытия рудника вблизи него на берегу Каменки даже заложили бетонное основание, судя по всему, под канатную переправу. В глубине леса есть старая шахта, вход в которую, к сожалению, завален, потому что мимо проходит тропа здоровья», – поясняет экскурсовод.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»
Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»
Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

После слияния можно увидеть несколько подвесных мостов через Исеть. На обоих берегах реки есть красивые скалы, многие из которых имеют названия и статусы памятников природы регионального значения, а скалолазы присвоили им категории сложности для восхождения.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

Одна из самых примечательных и символичных для города – скала Каменные ворота. Наиболее ранняя её фотография сделана в 1909 году известными фотографами Сергеем Прокудиным-Горским и Вениамином Метенковым – тогда они совершили совместную поездку по окрестностям Каменского завода и оставили нам на память множество бесценных снимков.


Символы славной истории


Говоря о символах Каменска-Уральского, нельзя не упомянуть Пушку – монумент, установленный рядом с Плотиной городского пруда на Каменке, отделяющей историческую часть города от более молодого Синарского района. Памятник открыт в 1967 году – он чествует каменских оружейных мастеров. Пушка включена во Всероссийский реестр памятников русского оружия. В 2012 году, к 200-летию Бородинского сражения, здесь же, на левом берегу Каменки, установлена монументальная стена «Каменские пушки», на которой скульпторы воспроизвели фрагмент Бородинского боя.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

Сама плотина на Каменке имеет статус памятника архитектуры регионального значения. Построенная в 1700-1701 годах для Каменского завода, плотина представляла собой земляную насыпь, укреплённую деревянными сваями и рублеными «свинками», наполненными глиной. Её длина составляла около 107 метров, а ширина – почти 43 метра. Это одно из первых подобных промышленных сооружений на Урале. Неоднократно плотину приходилось перестраивать, поскольку её смывало особенно сильными осенними паводками. В ходе реконструкции увеличились ширина и высота плотины. После закрытия Каменского завода в 1926 году плотина стала служить предприятию КУЭМЗ (ныне ЗАО «Уралэлектромаш»).

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

«К сороковым годам прошлого века плотина опять пришла в негодность, её чинили каждый год. А поскольку на смену воде как основной движущей силе заводских механизмов пришло электричество, встал вопрос о том, чтобы разобрать сооружение. Выручил Синарский трубный завод, использовавший пруд на Каменке как водохранилище. Строить новое дороже, чем восстановить имеющееся. И после длительного этапа согласований завод провёл реконструкцию плотины и построил на ней двухэтажное здание в стиле советского классицизма, где по сей день находятся главные регулирующие механизмы», – добавил Владимир Сидоров.

 
Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

Неподалёку от Пушки и Плотины, на Соборной площади в Старом Каменске расположен Краеведческий музей имени И. Я. Стяжкина – здание бывшей конторы Каменского казённого чугунолитейного завода постройки 1825 года. В мае 2024 года музей отметил столетний юбилей. До 1931 года музей он существовал как народный, затем обрёл статус государственного.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

«В 1941 году в это здание заехал Народный комиссариат авиационной промышленности, и музею пришлось временно вывезти экспонаты куда придётся. Иван Яковлевич Стяжкин очень переживал, что обратно всё собрать не получится, и так оно и вышло. В связи с этим краевед обратился через газету к горожанам с просьбой вернуть музейные ценности, в особенности первую каменскую летопись, которая писалась якобы с самого основания города. Но это, увы, не удалось», – говорит Владимир Сидоров.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

В 1955 году Краеведческий музей участвовал в археологической экспедиции под руководством выдающегося уральского археолога Владимира Стоколоса. Тогда было открыто одно из древнейших поселений людей на территории Каменского района, названное по месту расположения селищем Лужки, а также стоянки: Черноскутовская, Марай и Воронинская. Здесь были найдены каменные орудия и многочисленные фрагменты керамики, датированные II тысячелетием до н. э. Находки положили начало археологической коллекции музея. Также в архиве хранятся старинные документы об истории города, большое собрание первых фотографий Каменска и другие любопытные экспонаты.


Купола и колокола


Не отходя от оплота каменской истории, можно увидеть несколько красивых храмов – архитектурных памятников регионального значения. Один из самых примечательных – Свято-Троицкий собор – заложен в 1799 году, – он и дал название площади.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

«Изначально церковь была деревянная, она сгорела. Снова возвели деревянную, потом каменную. Около двухсот лет церковь сохраняет примерно один вид, несколько раз её реконструировали, сделали надстройку. В советское время чего в ней только не было, в том числе управление строительством Уральского алюминиевого завода и ОСОАВИАХИМ – до войны тут даже была парашютная вышка. После войны здесь организовывается швейная фабрика – она спасает собор от разрушения:  из-за плохого состояния здания его предлагали снести и выстроить новое, но денег на эти цели не давали аж до 1989 года. Тогда уже построили новую фабрику на улице Мичурина, а здание собора вернули Каменской епархии», – сообщил каменский экскурсовод.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

На противоположном высоком берегу Каменки стоит Спасо-Преображенский монастырь – ныне мужской, а изначально – женский. Строительство здания храма началось в 1872 году. В советские времена был закрыт, а восстановлен в конце 1990-х. Храм и келейное здание связывает подземный ход. Существует легенда, будто другой ход шёл на территорию чугунолитейного завода и в сторону Покровской (верхней) церкви, стоящей на холме по другую сторону Каменки, невдалеке от Соборной площади. Церковь заложена в 1850-х годах, а колокольня построена в начале XX века.

Русло свободного звука. Как в Каменске-Уральском колокола отливают
Фото: «АиФ-Урал»
Русло свободного звука. Как в Каменске-Уральском колокола отливают
Фото: «АиФ-Урал»

Неподалёку от Покровской церкви стоит единственный на Урале и крупнейший в России и Европе колокольный завод «Пятков и Ко». Здесь с 1991 года отливают колокола весом от шести килограммов до семнадцати тонн. Благодаря заводу, а ещё ежегодному фестивалю колокольных звонов, Каменск-Уральский много лет зовётся колокольной столицей страны.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

И это – не единственный громкий титул третьего по величине города Свердловской области. Каменск прославился и как столица мотоспорта в России, и кузница чемпионов. В самом центре города, на месте бывшего рудника, располагается мототрасса – одна из лучших в России и Европе. Её длина – 1940 метров, ширина – от 8 до 14 метров. Здесь каждый год проходят соревнования по мотокроссу, в том числе чемпионаты российского и даже мирового уровня.

Все на борт! Круиз по волнам истории Каменска-Уральского
Фото: «АиФ-Урал»

Немало славных страниц в истории Каменска-Уральского. Богат он своей природой и талантливыми людьми, и занимает достойное место  в «Изумрудном кольце Урала».


Больше подробностей, фото- и видеоматериалов об интересных местах родного края можно узнать на сайте «Изумрудное кольцо Урала».

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах