Каменск-Уральский разделён надвое Исетью – это определило его развитие и по сей день является изюминкой города: множество мостов, развитый гребной спорт и «флотилия» прогулочных корабликов, богатая промышленность. Исеть и впадающая в неё река Каменка пролегают по границе Урала и Западной Сибири, и потому их берега представляют удивительную встречу двух разных геологических структур. Какие тайны поведает Каменск-Уральский своим гостям – рассказываем в спецпроекте «Изумрудное кольцо Урала».
Река – волшебные берега
О природных красотах Каменска-Уральского можно сказать очень много, но всегда лучше увидеть их своими глазами. Например, во время речной прогулки. Путешествие начинается на городской лодочной станции «Металлист», которая несколько лет назад была отремонтирована и благоустроена – оснащена современными спортивными и декоративными объектами. Здесь можно отдохнуть, любуясь лесистыми берегами Исети, заняться лёгкой атлетикой или академической греблей, летом взять лодку, а зимой – лыжи.


От лодочной станции прогулочный кораблик забирает в сторону уникального железнодорожного арочного моста.


Его монтаж начался летом 1938 года, а в декабре 1940 года по нему прошёл первый поезд. Подобная технология в мостостроении не применялась больше нигде и никогда. А жаль, он очень живописно смотрится, и без фотографии с этим красавцем просто нельзя покидать Каменск-Уральский. Хороший ракурс для съёмки этого моста дают два «соседа»: пешеходный мост из «старой» Красногорки в лесопарк – с одной стороны, а с другой – Байновский мост, главная транспортная артерия между уральской и сибирской частями города. А ближе всего рассмотреть уникальный объект можно с набережной у пешеходного моста – это нынче ещё одна достопримечательность Каменска-Уральского, благоустроенная в 2020 году.

Следующий мост, который можно увидеть во время речной прогулки, Байновский.

«Изначально здесь была построена деревянная переправа от деревни Байнова в историческую часть города. Исеть в ту пору была узкой и мелкой – местами её можно было перейти вброд. В 1911-1912 годах под всё ещё деревянный мост сделали каменные опоры. А в 30-х, со строительством ниже по течению Волковской плотины, уровень реки поднялся, и возникла необходимость в подъёме переправы. Позже, в 50-х, мост ещё подняли и расширили, и сделали его на этот раз капитальным», – рассказывает экскурсовод Владимир Сидоров, победитель «Лиги экскурсоводов 2024» в номинации «Промышленный туризм».

С тех пор Байновский мост сохраняет свой вид и остаётся главным связующим звеном между двумя частями города. От него ведёт тропинка мимо одного из городских санаториев к любимейшему для каменцев арт-объекту и неофициальному символу города – Лосю. Металлическая четырёхметровая скульптура, созданная в середине 1980-х годов местным художником и скульптором Владимиром Пермяковым, стоит на выдающейся из леса скале. Она хорошо видна издалека, в частности, благодаря яркой оранжевой раскраске.

«На самом деле, порыжел Лось в 2006 году, а до этого он сменил несколько расцветок – от серебристой до леопардовой», – поясняет Владимир Сидоров.



Выше по течению находится ещё несколько примечательных объектов. Слияние Исети и Каменки – место не только живописное, но и исторически значимое – за ним начинается Разгуляевский лесопарк, идущий вдоль реки Каменки в сторону исторической части Каменска по старинному руднику. До сих пор здесь видны следы промышленной деятельности, а на скальных выходах лежат многочисленные кусочки железной руды, ради которой, по сути, и осваивались местные земли с конца XVII – начала XVIII веков.

Фото: «АиФ-Урал»


«Проработал этот рудник до 1930-х годов, тут сохранилась старая инфраструктура, можно увидеть, как добывали руду в так называемых закопушках и перевозили её. Незадолго до закрытия рудника вблизи него на берегу Каменки даже заложили бетонное основание, судя по всему, под канатную переправу. В глубине леса есть старая шахта, вход в которую, к сожалению, завален, потому что мимо проходит тропа здоровья», – поясняет экскурсовод.



После слияния можно увидеть несколько подвесных мостов через Исеть. На обоих берегах реки есть красивые скалы, многие из которых имеют названия и статусы памятников природы регионального значения, а скалолазы присвоили им категории сложности для восхождения.

Одна из самых примечательных и символичных для города – скала Каменные ворота. Наиболее ранняя её фотография сделана в 1909 году известными фотографами Сергеем Прокудиным-Горским и Вениамином Метенковым – тогда они совершили совместную поездку по окрестностям Каменского завода и оставили нам на память множество бесценных снимков.
Символы славной истории
Говоря о символах Каменска-Уральского, нельзя не упомянуть Пушку – монумент, установленный рядом с Плотиной городского пруда на Каменке, отделяющей историческую часть города от более молодого Синарского района. Памятник открыт в 1967 году – он чествует каменских оружейных мастеров. Пушка включена во Всероссийский реестр памятников русского оружия. В 2012 году, к 200-летию Бородинского сражения, здесь же, на левом берегу Каменки, установлена монументальная стена «Каменские пушки», на которой скульпторы воспроизвели фрагмент Бородинского боя.

Сама плотина на Каменке имеет статус памятника архитектуры регионального значения. Построенная в 1700-1701 годах для Каменского завода, плотина представляла собой земляную насыпь, укреплённую деревянными сваями и рублеными «свинками», наполненными глиной. Её длина составляла около 107 метров, а ширина – почти 43 метра. Это одно из первых подобных промышленных сооружений на Урале. Неоднократно плотину приходилось перестраивать, поскольку её смывало особенно сильными осенними паводками. В ходе реконструкции увеличились ширина и высота плотины. После закрытия Каменского завода в 1926 году плотина стала служить предприятию КУЭМЗ (ныне ЗАО «Уралэлектромаш»).

«К сороковым годам прошлого века плотина опять пришла в негодность, её чинили каждый год. А поскольку на смену воде как основной движущей силе заводских механизмов пришло электричество, встал вопрос о том, чтобы разобрать сооружение. Выручил Синарский трубный завод, использовавший пруд на Каменке как водохранилище. Строить новое дороже, чем восстановить имеющееся. И после длительного этапа согласований завод провёл реконструкцию плотины и построил на ней двухэтажное здание в стиле советского классицизма, где по сей день находятся главные регулирующие механизмы», – добавил Владимир Сидоров.

Неподалёку от Пушки и Плотины, на Соборной площади в Старом Каменске расположен Краеведческий музей имени И. Я. Стяжкина – здание бывшей конторы Каменского казённого чугунолитейного завода постройки 1825 года. В мае 2024 года музей отметил столетний юбилей. До 1931 года музей он существовал как народный, затем обрёл статус государственного.

«В 1941 году в это здание заехал Народный комиссариат авиационной промышленности, и музею пришлось временно вывезти экспонаты куда придётся. Иван Яковлевич Стяжкин очень переживал, что обратно всё собрать не получится, и так оно и вышло. В связи с этим краевед обратился через газету к горожанам с просьбой вернуть музейные ценности, в особенности первую каменскую летопись, которая писалась якобы с самого основания города. Но это, увы, не удалось», – говорит Владимир Сидоров.

В 1955 году Краеведческий музей участвовал в археологической экспедиции под руководством выдающегося уральского археолога Владимира Стоколоса. Тогда было открыто одно из древнейших поселений людей на территории Каменского района, названное по месту расположения селищем Лужки, а также стоянки: Черноскутовская, Марай и Воронинская. Здесь были найдены каменные орудия и многочисленные фрагменты керамики, датированные II тысячелетием до н. э. Находки положили начало археологической коллекции музея. Также в архиве хранятся старинные документы об истории города, большое собрание первых фотографий Каменска и другие любопытные экспонаты.
Купола и колокола
Не отходя от оплота каменской истории, можно увидеть несколько красивых храмов – архитектурных памятников регионального значения. Один из самых примечательных – Свято-Троицкий собор – заложен в 1799 году, – он и дал название площади.

«Изначально церковь была деревянная, она сгорела. Снова возвели деревянную, потом каменную. Около двухсот лет церковь сохраняет примерно один вид, несколько раз её реконструировали, сделали надстройку. В советское время чего в ней только не было, в том числе управление строительством Уральского алюминиевого завода и ОСОАВИАХИМ – до войны тут даже была парашютная вышка. После войны здесь организовывается швейная фабрика – она спасает собор от разрушения: из-за плохого состояния здания его предлагали снести и выстроить новое, но денег на эти цели не давали аж до 1989 года. Тогда уже построили новую фабрику на улице Мичурина, а здание собора вернули Каменской епархии», – сообщил каменский экскурсовод.

На противоположном высоком берегу Каменки стоит Спасо-Преображенский монастырь – ныне мужской, а изначально – женский. Строительство здания храма началось в 1872 году. В советские времена был закрыт, а восстановлен в конце 1990-х. Храм и келейное здание связывает подземный ход. Существует легенда, будто другой ход шёл на территорию чугунолитейного завода и в сторону Покровской (верхней) церкви, стоящей на холме по другую сторону Каменки, невдалеке от Соборной площади. Церковь заложена в 1850-х годах, а колокольня построена в начале XX века.


Неподалёку от Покровской церкви стоит единственный на Урале и крупнейший в России и Европе колокольный завод «Пятков и Ко». Здесь с 1991 года отливают колокола весом от шести килограммов до семнадцати тонн. Благодаря заводу, а ещё ежегодному фестивалю колокольных звонов, Каменск-Уральский много лет зовётся колокольной столицей страны.

И это – не единственный громкий титул третьего по величине города Свердловской области. Каменск прославился и как столица мотоспорта в России, и кузница чемпионов. В самом центре города, на месте бывшего рудника, располагается мототрасса – одна из лучших в России и Европе. Её длина – 1940 метров, ширина – от 8 до 14 метров. Здесь каждый год проходят соревнования по мотокроссу, в том числе чемпионаты российского и даже мирового уровня.

Немало славных страниц в истории Каменска-Уральского. Богат он своей природой и талантливыми людьми, и занимает достойное место в «Изумрудном кольце Урала».
Больше подробностей, фото- и видеоматериалов об интересных местах родного края можно узнать на сайте «Изумрудное кольцо Урала».
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.