Стихийное бедствие. Чем грозит новая строка в квитанции за ЖКУ?

Уральцев напугала весть, что уже в 2020 году в платёжках за «коммуналку» может появиться ещё одна статья расходов. Дескать, к содержанию жилья, теплу, ГВС, ХВС и водоотведению, электро­энергии, ТКО и капремонту добавится ещё и страхование квартиры. Что на самом деле ждёт свердловчан – в материале «АиФ-Урал».

   
   

«Письма счастья»

На прошлой неделе Всероссийский союз страховщиков (ВСС) разослал всем главам регионов РФ своеобразные «письма счастья». В них говорится о необходимости создать рабочие группы для разработки программы по возмещению ущерба, который может причинить то или иное стихийное бедствие. Документ поступил в 16 пилотных регионов, где страховые программы будут запущены в первую очередь. Среди них – Средний Урал, а также два наших ближайших соседа – Тюменская область и Пермский край.

НА ЗАМЕТКУ
Сегодня страхование жилья от ЧС особым спросом ни в России, ни в Свердловской области не пользуется. По данным ВСС, в среднем по стране доля потребителей данной услуги не превышает 8% (по региону статистики нет). При этом в большинстве стран Европы и США этот показатель достигает 90%.

По словам авторов послания, данная инициатива гарантирует гражданам достойную компенсацию на случай гибели или порчи жилья в результате чрезвычайной ситуации. Львиную долю им выплатят страховщики, что снизит нагрузку на бюджеты разных уровней. При этом государство по-прежнему будет нести ответственность за возмещение ущерба всем гражданам.

Поводом для разработки законопроекта стали участившиеся ЧС. В том числе наводнение в Иркутской области, в результате которого 311 домов были снесены полностью, а 4 191 здание восстановлению не подлежит.

А как у нас?

Собственно, разнообразные катаклизмы, которые наносят жилым домам серьёзный ущерб, происходят в России регулярно, и Свердловская область не исключение. Например, в конце января в Ирбите на ул. Комсомольской, 39, рванул бытовой газ. «В 15 квартирах практически полностью уничтожены мебель, бытовая техника, личные вещи жильцов, а 29 человек в одночасье остались без крова, одежды, – рассказал глава Ирбита Николай Юдин. – Мы сделаем всё возможное, чтобы поддержать их, однако возможности муниципалитета не безграничны».

КСТАТИ
Закон о страховании жилья от ЧС вступил в силу 4 августа 2019 года. Он наделяет региональные власти правом самостоятельно утверждать программы по возмещению ущерба, причинённого жилым домам. Планируется, что застраховавшие свои дома и квартиры граждане получат либо новое жилье, либо компенсацию деньгами.

В том числе и на такие ситуации будет рассчитана областная программа страхования. Но чтобы она заработала, местные власти должны определить конкретные риски. Например, у нас бывают землетрясения, однако не настолько сильные, чтобы их бояться. А вот паводки и пожары (в том числе лесные), способные уничтожить жилой дом, частично или полностью, случаются ежегодно.

Глава региона должен будет назначить ответственных за разработку программы (скорее всего, это будет областное МинЖКХ), прописать условия отбора страховщиков, распределить между ними территории и утвердить процедуру оплаты.

   
   

Цена вопроса

Самое главное: страхование будет сугубо добровольным! Если вам придёт квитанция с такой строкой, вы самостоятельно принимаете решение – оплачивать её или нет. Данную информацию подтвердили в МинЖКХ и департаменте Госжилстройнадзора региона: «В квитанциях по оплате ЖКУ может появиться отдельная строка, но она не является обязательной. Неоплата не влечёт каких-либо ограничений на получение субсидий и льгот. Правительством Свердловской области такая региональная программа ещё не принята».

Конкретная цена вопроса также ещё не определена. «Стандартный полис для средней квартиры стоит примерно 5–7 тысяч рублей в год, – пояснил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. – Страхование по региональной программе (от гибели или повреждения жилья от ЧС, пожара, взрыва, повреждения водой) обойдётся примерно в 150–200 рублей в месяц, это 1,8–2,4 тысячи рублей в год. Минимальный набор рисков (исключительно от ЧС) может стоить 350–450 рублей в год.

Впрочем, уральские страховщики полагают, что страховать исключительно от чрезвычайных ситуаций (например, взрыв газа идёт по другой статье) особого смысла нет, необходимо учесть бытовые случаи. То есть ориентироваться, видимо, лучше на 150 рублей в месяц

Из чего платить?

Между тем среди уральцев отношение к данному проекту, мягко говоря, неоднозначное.

«Сама по себе инициатива вроде бы хорошая, страховать жильё необходимо, – считает эксперт Общественной палаты Свердловской области по ЖКХ Галина Хорошавина. – Но вы представьте себе ситуацию: один человек застраховал квартиру, а сгорел целый подъезд. Будет ли ему от его взносов какая-то польза, преференции? Что будет с остальными жильцами? Власти будут им помогать по остаточному принципу? Второй момент: нас призывают платить за страховку, но из чего? Пенсии и зарплаты не растут или растут крайне медленно, а тарифы на капремонт, ТКО, другие услуги накручивают ежегодно. Полагаю, что страховать жильё будут те, кому есть что страховать и из чего за это платить. Но основная проблема этой и всех подобных инициатив – неверие людей».

По словам Галины Хорошавиной, закон вступил в действие в прошлом году, но что-то чиновники не проводят по этому поводу никаких ликбезов: «Где гарантия, что он принесёт реальную пользу, что деньги не сгорят? Например, я не исключаю, что, введя такой тариф как добровольный, власти в будущем сделают его обязательным. Подозреваю, что в Госдуме РФ достаточно парламентариев, лоббирующих интересы страховщиков».

Стоит также отметить, что у жителей некоторых МКД в Екатеринбурге, действительно, в прошлом году появилась в квитанциях строка «Добровольный взнос за страхование жилого помещения». Средний платёж составил 230 рублей. Но, как пояснили в Едином расчётном центре, это была исключительно частная ситуация, никак не связанная с новым законом. Её инициаторами стали один из страховщиков, управляшка и активные собственники. Жильцам предложили застраховать квартиру ровно на один месяц, а «договор» можно было продлять или не продлять. Насколько известно, инициатива привела к определённой панике среди жильцов, но коммерческого успеха не имела.

Смотрите также: