При этом нехватка бюджетных средств – только часть проблемы. Непрофессионализм управляющих компаний, коррупция, насквозь прогнившие сети, ветхий жилфонд, огромные долги предприятий перед поставщиками – всё это преследует уральцев из года в год. И очень часто виной тому – бесконтрольность, связанная с безалаберностью властей всех уровней…
Отпетые двоечники
Действительно, одни и те же серьёзные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве Среднего Урала существуют не годы – десятилетия! При этом власти до последнего времени всё время самоустранялись от их решения. Дескать, пускай они (УК и жильцы) сами там как-нибудь разберутся. Результат такого отношения налицо: двойные квитанции, вонючая вода из-под крана, сломанные приборы учёта, ежедневные коммунальные аварии.
Уральцы ещё не забыли коммунальный коллапс в Сухом Логу, когда прорыв на водоводе на полтора месяца оставил свердловчан без питьевой воды. Кстати, нынешний отопительный сезон не стал исключением: в этом году Средний Урал отметился 92 авариями.
Другая проблема – изношенность домов. В области порядка 30 тысяч жилых зданий требуют капитального ремонта, и это только те, что вошли в федеральную программу! Огромное количество уральцев вынуждены жить в бараках-развалюхах – с прогнившими полами и трещинами на стенах.
Параллельно муниципалитеты Среднего Урала утопают в коммунальных долгах. Что, в общем-то, вполне объяснимо: во главе многих свердловских УК сегодня стоят «отпетые двоечники». По прогнозам чиновников, порядка 30% управляющих компаний рискуют остаться вообще без лицензий, а это значит – попросту не смогут работать на рынке. Причины у всех разные, но в большинстве своём связаны с несоблюдением стандартов раскрытия информации.
– Проблема связана с теми доходами, которые управленцы получают от коммерческой деятельности – сдачи в аренду общедомовой собственности, взаимоотношений с провайдерами, – заявил начальник Госжилстройнадзора Алексей Россолов. – Не всегда жители знают, что за пользование их имуществом кто-то получает деньги. Если оставшиеся без лицензии управляющие компании продолжат работать, им грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей. А дальше – уголовная ответственность за незаконное предпринимательство…
Куда уходят деньги?
Между тем в уральское ЖКХ ежегодно вбухиваются огромные деньги. А в ближайшие годы на развитие коммунального сектора в Свердловской области потратят значительно больше средств, чем планировалось раньше.
– Внесение изменений в госпрограмму до 2020 года связано, прежде всего, с существенным увеличением финансирования, практически в два раза – со 121,7 до 244,3 миллиарда рублей, – отметил на прошлой неделе министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов.
По словам чиновника, в 2015 году из областного бюджета, помимо всего прочего, будет профинансировано строительство водовода от Северопесчанского месторождения подземных вод до Краснотурьинска, вторая очередь реконструкции водовода Камышлов – Сухой Лог, очистные сооружения Верхней Пышмы. Часть средств пойдёт на газификацию частного сектора.
Всего в сфере ЖКХ на Урале в 2014 году было возбуждено 206 уголовных дел, 77 из них уже направлены в суд. Что уж говорить, если и сами власти признают: количество злоупотреблений в коммунальной сфере на протяжении последних двух лет заметно выросло. «Любые факты проявления коррупции, случаи нецелевого и неэффективного расходования, а тем более хищения бюджетных средств должностными лицами бросают тень на работу областной и муниципальной власти, – заявил руководитель администрации губернатора Свердловской области Сергей Пересторонин. – Поэтому антикоррупционная работа в этом направлении всегда будет находиться под личным контролем губернатора».
Тем не менее приходится констатировать: контролем за сферой ЖКХ у нас занимается около десятка структур – Роспотребнадзор и ГЖИ, правительство и местные власти, прокуратура и полиция, масса общественных и политических сил и организаций. Вот только жалоб на коммунальщиков поступает с каждым годом всё больше и больше…
Страна советов
В борьбе за прозрачную и честную систему ЖКХ уральская общественность стала доходить до крайностей, которые вызывают подчас горькую улыбку: на сегодня в регионе действуют целых 3 (!) общественных совета, призванных контролировать работу коммунальщиков и чиновников.
Сейчас в регионе действуют общественные советы при областном министерстве энергетики и ЖКХ, региональной Госжилинспекции и фонде содействия капремонту. Возникает резонный вопрос: зачем Среднему Уралу такое количество «контролёров»?
Как рассказал «АиФ-Урал» председатель совета при областном МинЖКХ Сергей Полыганов, советы независимы, работают бесплатно и призваны наладить контакт между властью и жителями домов. В актив входят и собственники домов, и сотрудники управляющих компаний, и представители власти. «Законодательство меняется быстро. Мы занимаемся тем, что обсуждаем с властью и населением эти изменения, учим, объясняем», – сказал общественник.
Его коллега Андрей Кузьмин, возглавляющий самый старый совет – при областной ГЖИ, – заявил непосредственно о контроле: члены советов намерены отслеживать, как выбирают подрядчиков для капремонта домов, участвовать в приёмке отремонтированных зданий.
Что касается третьего объединения, при региональном фонде содействия капремонту, то ему нет и месяца.
Показательно, что главы советов сразу открестились от приёма единичных жалоб от населения. «Мы вмешиваемся, только если проблемы в том или ином городе принимают системный характер, – пояснил Полыганов. – С частными случаями лучше обращаться в прокуратуру, Роспотребнадзор, Госжилинспекцию».
Кстати сказать, пока единственной системной проблемой области, которой собираются заняться советы, это как раз многочисленные жалобы на работу региональной ГЖИ. По словам Андрея Кузьмина, всё больше жильцов жалуется на саму инспекцию – мол, отвечают через раз, «отфутболивают», на проверки едут долго.
Как видим, три совета включающие в себя представителей со всей области, будут проверять даже самих проверяющих. Однако на вопрос, где можно ознакомиться с результатами деятельности советов, руководители ответили: «Смотрите сайты организаций, при которых мы работаем…»
После этого вера в независимость всех этих организаций ощутимо падает. Ведь согласитесь: хочется, чтобы эффект от их контроля был виден при входе в подъезды, при оплате квитанций, во время прогулки по своему двору. А жильцов опять отправляют смотреть бюрократические протоколы…
Таким образом, будет ли результат от тройного «народного контроля» – большой вопрос. Весь предыдущий опыт уральцев говорит о том, что армия контролёров у нас всё ширится, а ситуация в сфере ЖКХ остаётся прежней.
Процветает кумовство
Александр Бурков, депутат Госдумы РФ:
– Проблемы в сфере ЖКХ сегодня схожи с трудностями, которые испытывают другие отрасли народного хозяйства. Во главе угла везде стоит процветающая коррупция и кумовство. Монополизация ЖКХ привела сегодня к тому, что ресурсники лоббируют свои интересы по тарифам на всех уровнях. В ход идут административные возможности. Поэтому нашим гражданам не угнаться за тарифами при всём желании. Если мы не проведём демонополизацию в сфере ЖКХ, то кардинально ничего в ближайшие годы не изменим.
Радует, что всё больше появляется общественных организаций, которые следят за процессами. Благодаря этому сотни миллионов рублей возвращены людям. Президент на недавнем заседании в Генеральной прокуратуре сказал, что именно народный контроль может обеспечить прозрачность отношений в сфере ЖКХ. К сожалению, прокуратура и другие надзорные органы с проблемой справиться в одиночку не в состоянии – из-за огромного количества жалоб. Поэтому появление любой общественной организации я только приветствую.
Всюду обман
Светлана Комаричева, солистка Уральского русского народного хора:
– Наши горожане всё чаще судятся с управляющими компаниями за «свои кровные», проверяют постоянно их деятельность, и это правильно! За каждый свой рубль нужно обязательно бороться, иначе со всех сторон оберут! Всюду обман! Я, конечно, представляю, чем руководствуются директоры подобных организаций – им главное, чтобы прибыль была. А с кого её взять? Конечно, с простых людей.
Люди смирились
Владислав Гордо, инженер:
– Коррупция сегодня поглотила сферу ЖКХ. И на мой взгляд, просвета пока не видно. Приведу наглядный пример. Я прихожу с жалобой на управляющую компанию в администрацию района. Через некоторое время меня приглашают на заседание комиссии. И тут я вижу, что главный инженер УК, на которую я жалуюсь, сидит в составе этой комиссии! Ну, естественно, ворон ворону глаз не выклюет. О какой борьбе с коррупцией в сфере ЖКХ после этого можно говорить? Всё схвачено и за всё заплачено. Все лакомые куски пирога давно поделены между нужными людьми.
В нашем доме управляющая компания наглым образом обсчитывала людей, начисляя огромные суммы за электроэнергию. Конечно, я не мог с этим смириться и стал разбираться.Ну ладно я, профессиональный электрик, понял, что идёт обман. Пригласил независимых экспертов, отвоевал 8 тысяч рублей. Но ведь многие люди просто не хотят связываться с коммунальщиками. Запутанная система начисления платы за услуги ЖКХ вынуждает людей отдавать деньги и мириться с обманом.
Человеческий фактор
Татьяна Савинкова, руководитель театра «Волхонка»:
– Мне о нашей коммунальной системе есть что сказать! В прошлом году наш театр затопило дважды, вы представляете? Каждый год говорим об одном и том же, но нас будто не слышат. Здание, в котором находится «Волхонка», – старое, ему уже очень много лет. Оно только снаружи выглядит нормально, но внутри всё прогнило, трубы в ужасном состоянии. Именно поэтому театр постоянно затопляет. Перед каждыми опрессовками мы напрягаемся и готовимся к худшему. Куда это годится?
Палочная система
Юрий Потапенко, руководитель Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию:
– Если говорить об отношении к потребителям, то нашим коммунальщикам я бы поставил одни минусы. Самому приходится сталкиваться с множеством проблем чуть ли не ежедневно. Один из наших офисов, расположенных на первом этаже жилого дома, постоянно заливают. И люди не виноваты – там все трубы менять надо. У нас уже около двух десятков актов скопилось! Ничего не делают. Управляющая кампания кивает на жильцов, жильцы – на компанию.
И все эти общественные советы ничего не изменят. У нас и без них наблюдателей и контролёров хватает. А толку? Всё зависит от порядочности человека, руководящего УК. Если ему не всё равно, что происходит в его хозяйстве, какие у людей проблемы, – всё решается. Но беда в том, что большинство из них из кабинетов не выходят! По барабану им, что, у кого и где течёт. Изменить ситуацию может только жёсткая система. Палочная, если хотите. Трясти коммунальщиков надо, к ответу за бездействие призывать. Чтобы они на звонок «сверху» – «Родной, люди жалуются. Реши проблему» – по стойке смирно вставали. А все эти процедуры лицензирования – ерунда. У кого есть деньги, лицензии получат. На Руси всё так и решается всегда.
Государство вливает огромные деньги в развитие коммунального хозяйства. Только непонятно, как они работают? Где оседают? Куда пропадают? Мне кажется, это вопросы, которыми должны озаботиться власти в первую очередь.