Дело в людях
Но даже в таких условиях театр продолжает существовать, творить и баловать зрителя постановками, каких в Екатеринбурге, можно сказать, больше нигде не найти. Чего стоит один только спектакль по пьесе Беккета «В ожидании Годо», признанной многими критиками примером сложнейшего материала для постановки. Казалось бы, в обстановке экономии и финансовой напряженки театру выгоднее создавать так называемую попсу, спектакли, на которые пойдут все и сразу, но «Волхонка» идет своим путем. Здесь отказались изменять театру.
- Знаете, у театра проблем нет! - уверенно заявляет Татьяна Владимировна в самом начале беседы, несмотря на то что поговорить мы собирались именно о непростой судьбе существования частного учреждения культуры. - Потому что это искусство. Ну какие проблемы у искусства? У Джоконды какие проблемы могут быть? Проблемы в людях, начиная с верхушки и заканчивая вообще любым человеком, который причастен к театру. Во главе часто стоят невежественные люди, благодаря которым все скатывается «на потребу», но мы стараемся говорить с нашим зрителем серьезно и для того, чтобы этого достигуть, меняемся сами, меняем репертуар, подходим ответственнее к выбору постановок и через это все стараемся менять к лучшему и своего зрителя.
«Делают одолжение»
Моя собеседница добавляет - эти финансы лишь дают краткую передышку, свободу в действии, чистую голову на творчество, мысли не загружены постоянным «где взять денег?». Благодаря пятимиллионному гранту театру за год удалось создать пять спектаклей, но будут ли в будущем такие же средства - неизвестно.
- Есть театры, которые годами просят помещение, - говорит Татьяна Владимировна, - да не театр должен просить, а чиновники должны были приходить и говорить: «Возьмите, пожалуйста! Нам нужен ваш театр, у нас мало театров на такой большой город!». И потом, когда дают деньги, так скажем, на искусство, такое ощущение, что делают одолжение. Они не понимают главного: вкладывая в искусство, они строят будущее. Так ведь это надо «с прискоком» делать!
К слову, маленькие пространства - одна из главных проблем частных театров. Уже на протяжении нескольких лет «Волхонка» также пытается добиться другого помещения, где можно было бы разместить хотя бы 150 зрителей, на большее здесь и не претендуют.
- Почему никто не придет и не спросит: «Господи, ребята, как вы 25 лет на 38 местах?» - недоумевает творческий директор «Волхонки». - Это мало кому интересно. Нам, конечно, хотелось бы помещение побольше, и мы ведем работу в этом направлении. Сейчас в Екатеринбурге много особняков, которые гниют, но тем не менее стоят никому не нужные. Мы говорим: «Дайте нам, пожалуйста! Сами его отремонтируем, сделаем там театр», однако все равно остались на месте, а эти здания впоследствии сносятся и распродаются. И снова мы возвращаемся к тому, что проблема не у театра, а в людях вокруг, которые как бы пытаются ее решить.
Выходных не бывает
При управляющей должности не желать, чтобы твои подчиненные зарабатывали больше, нельзя, но как руководителю приходится быть предельно честным. Актер сам делает выбор: либо он на это соглашается, либо нет. Однако в случае первого варианта человек получает нечто большее - доступ к миру возвышенного искусства, ключ к одухотворенности. Таких людей, кто сделал выбор в пользу денег, здесь нет, а если ситуация критична - спасаются выездными спектаклями.
- Бывает и так, что у нас по полгода нет выходных! Мы работаем и работаем, потому что нужно ловить время - нам дорога каждая минутка. Да, тяжело. Если я буду кричать, как нам плохо, мы голодаем, у нас нет денег на постановки и мы вымотались по восемь спектаклей в день играть, - ну ничего от этого не изменится. Наша задача не слюной брызгать, а творить.
Однако на вопрос: «хотелось ли вам перейти в ранг государственного театра?», руководитель «Волхонки» отвечает отрицательно. И здесь есть свои плюсы - прежде всего свобода. Свобода в творчестве, выборе репертуара для любимого зрителя, талантливых актеров и режиссеров, финансов, руководителя, назначение которого порой может вызвать конфликт.
В ходе беседы Татьяна Владимировна рассказала притчу о двух комнатах, между которыми есть дверь - одна наполнена светом, другая - тьмой, и если эту дверь отворить, неважно, в какую сторону, тьма никогда не проникнет за пределы своего помещения, в то время как свет, символизирующий искусство, всегда развеет мглу. Даже если его очень немного.
Смотрите также:
- Николай Коляда рассказал, как прошел его театральный фестиваль в Варшаве →
- Как оживить сказочного персонажа: секреты уральских кукловодов →
- Космическое ощущение →