Знаковая для театра опера была поставлена к громкой дате – 200-летию Рихарда Вагнера.
Первые отклики
Столь значимое событие всколыхнуло всю театральную общественность – на генеральных репетициях постановки почти весь зал был занят журналистами, критиками и представителями других театров Екатеринбурга. «Вечером побежал в оперный театр на генеральную репетицию «Летучего голландца».
Изумительно главную роль поёт Стас Швец. Просто грандиозно», – пишет в своем блоге известный уральский драматург Николай Коляда. Событие примечательно не только самим фактом премьеры – произведения немецкого композитора на сцене Оперного последний раз были показаны в 1937 году, а «Летучий голландец» в обширный репертуар учреждения вообще войдёт впервые.
Этим сложным и в реализации, и в исполнении партий проектом занимались известные зарубежные деятели искусств: маэстро Михаэль Гюттлер из Германии, а также гости из Великобритании – режиссёр Пол Каррен и художник Гэри Макканн.
С первых минут постановка демонстрирует весь тот ресурс – творческий, материальный – который создатели оперы вложили в премьерное действо. Об этом говорит и глубокое музыкальное звучание, и масштабные декорации, и костюмы героев – всё подготовлено с особенной тщательностью. С первых минут зрителя не стремятся кинуть в омут сюжета и трагических перипетий. Прежде чем вникнуть в кипящие страсти, всех находящихся перед сценой тщательно готовят к действу, настраивая на нужный лад.
Что, как не величественная музыка Вагнера, способно создать необходимое для созерцания постановки настроение? Находясь в полумраке просторного помещения, окунаясь в плотные волны, исходящие от оркестра музыки, чувствуешь, что стоишь на краю утёса, у подножия которого бьётся и бушует океан. «Еще до появления на сцене главного героя музыка способна рассказать нам невероятно много про ощущения Вагнера», – делился своим мнением режиссёр постановки Пол Каррен.
И только после того, как весь зал ощущает себя в центре мощной стихии, поднимается занавес, за которым кроется романтическая опера – история отчаявшегося Голландца, не то призрака, не то человека, уже не верящего в спасение от проклятия, и доброй девушки Сенты, готовой пожертвовать своей жизнью ради шанса для бедного скитальца.
Неброская роскошь
Кстати | |
---|---|
Стоит отметить, что небольшая хитрость крылась и в материале, из которого были созданы декорации оперы: на первый взгляд – из металлических листов, на самом же деле – из специального пластика, который просвечивался насквозь проекциями. |
– Голландец хочет только одного – смерти, только в этом он видит спасение, – комментировал сюжет Пол Каррен во время создания оперы, – а спасение Сенты – в её любви, жизнь сама по себе для неё не имеет смысла. Сента бросается в море – полагая, что это единственная возможность для неё быть вместе с возлюбленным. Вагнер был помешан на смерти, он видел в ней смысл человеческой жизни.
Отдельного разговора заслуживает обрамление постановки, которым занимался художник Гэри Маккманн. Его фантазией на сцене Театра оперы и балета были воздвигнуты монументальные, громоздкие декорации, но при этом достаточно подвижные, чтобы для каждого акта создавать собственное пространство. Сам художник отметил, к этой истории ему не понадобилось каких-то особенных визуальных средств, более того – они могли бы просто-напросто отвлечь зрителя от самого главного – драматического сюжета и невероятно экспрессивной музыки.
Смотрите также:
- Екатеринбуржцев ждет театральная премьера по пьесе словацкого Чехова →
- Программа: что покажут свердловчанам на фестивале «Реальный театр»? →
- Уральцев ждет театральная премьера - «Три сестры» по-новому →