Золотой век
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», – говорил Владимир Ленин. И, надо отдать должное, вождь мирового пролетариата был прав. Вы можете не слушать классическую музыку, совсем не читать книг, равнодушно взирать на шедевры живописи и скульптуры. Но кино – того или иного жанра – наверное, смотрят все без исключения.
Особое место в истории уральской кинокультуры принадлежит Вениамину Метенкову, родоначальнику документальной и жанровой фотографии и первому на Урале кинооператору. Он был пионером киносъёмок, снял семь картин, в том числе – «Добыча мрамора в окрестностях Екатеринбурга» (1902) и «Торжества по случаю 10-летия начала мировой войны» (1924).
Однако золотой век уральского кинематографа, ставшего одним из знаковых культурных явлений не только нашего региона, но и всей России, несомненно, связан со Свердловской киностудией.
Созданная в 1943 году – в самый разгар войны с фашистами – киностудия создала более 210 художественных и 600 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 анимационных работ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Показательно, что, несмотря на войну, первым шедевром, созданным уральскими кинематографистами, стала не трагедия или драма, а комедия! Нет, поначалу перед руководством объединения поставили задачу снять фильм о войне. Но потом в Москве решили, что военных фильмов и без того снимается достаточно и в это тяжёлое время нужно обязательно доставить зрителю хоть какую-то радость. Именно поэтому первым художественным фильмом стала музыкальная комедия «Сильва» по оперетте Имре Кальмана.
На главные роли картины были приглашены не только местные театральные артисты, но и столичные знаменитости. Например, роль Сильвы Вареску досталась московской оперной певице Зое Смирновой-Немирович, а её партнёром по ленте стал солист нашего театра оперы и балета Нияз Даутов. Играл в фильме и классик советского театра и кино Сергей Мартинсон. Он исполнил роль графа Бонислау.
Наши люди
Среди лучших художественных работ Свердловской киностудии – «Сильные духом», «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Безымянная звезда», «Один и без оружия», «На исходе лета», «Демидовы», «Зеркало для героя», «Первые на Луне». Начиная с 1950-х годов широкую известность получили новаторские поиски в документальном и научно-популярном кино, а с 1973 года уральцы начали заниматься ещё и анимацией.
Конечно же, уральский кинематограф неразрывно связан с именем мастера Ярополка Лапшина, который отдал Свердловской киностудии 50 лет своей жизни. За это время им было снято свыше 20 художественных фильмов.
Между тем большое количество известных артистов и режиссёров так или иначе связаны с Екатеринбургом и Средним Уралом. Далеко не все, к примеру, знают, что знаменитый Шурик – актёр Александр Демьяненко – родом из Свердловска. А великий Андрей Рублёв – Анатолий Солоницын – дебютировал в кино в главной роли на Свердловской киностудии. Первый свой фильм наш земляк Алексей Балабанов снял на Урале. Герой сериала «Счастливы вместе» Гена Букин – актёр и телеведущий Виктор Логинов – окончил наш театральный институт.
Всю ночь до утра
На этой неделе Свердловская область присоединится к всероссийской акции «Ночь кино», которая пройдёт с 27 на 28 августа (сразу после Дня российского кино). Бесплатные показы будут организованы более чем в 80 кинотеатрах и учреждениях культуры. Уральские зрители смогут бесплатно увидеть фильмы «Легенда №17», «Батальонъ» и «Смешарики. Легенда о золотом драконе». Эти картины были отобраны путём зрительского голосования на сайте «Год кино».
Действительно, на семи площадках – в Верхотурье, Тугулыме, Тавде, Кировграде, Берёзовском, Екатеринбурге и в посёлке Белоярский – состоятся показы под открытым небом. Кроме того, в Берёзовском будет организован автокинотеатр. Бесплатные показы стартуют в 20:00.
Самым же замечательным событием этого года станет в Свердловской области Уральский открытый фестиваль российского кино, который пройдёт с 21 по 27 сентября. Он соберёт целую плеяду звёзд отечественного кинематографа. Жюри возглавит лауреат премии «Оскар» Владимир Меньшов, в роли президента выступит народный артист России Глеб Панфилов.
Для зрителей посещение всех мероприятий фестиваля российского кино будет бесплатным.
Периферия «за бортом»
Синема-миром в регионе сегодня правит безликость. Фильмы уральских режиссёров практически исчезли из кинопроката. Что не мудрено: в погоне за прибылью прокатчики сделали ставку на коммерчески успешные, но бездушные фильмы.
Бытует мнение, что киностудия и не нужна сегодня. Дескать, оборудование можно взять в аренду и отснять необходимый материал. Те, кто ратуют за сохранение «мастерской кино», уверены в обратном. «Киностудия – это некий стержень, некая творческая кашица, куда приходит молодёжь, общается, начинает работать. И рождается что-то новое», – отмечает Макеранец.
Президент РФ Владимир Путин заявил: «Почему всё в Москве? Нужно развиваться регионам!» Однако на деле уральские киношники поддержки не находят. Если государство, наконец, обратило внимание на Ленфильм и студию Горького, то периферия остаётся за бортом. А это значит одно: перспективные киношники вынуждены уезжать. «А ведь молодёжь приходит талантливая, интересующаяся, которая делает картины и завоёвывает призы», – огорчается Макеранец.
Действительно, ситуацию на региональном кинорынке спасают разве что активисты. Молодые люди, влюбленные в своё дело и способные горы свернуть – причём не благодаря, а вопреки. Пример тому – молодой режиссёр Андрей Григорьев, снявший документальный фильм о ветеране ВОВ Николае Васенине. Впрочем, одними съёмками дело не обошлось. Киношнику пришлось самостоятельно искать спонсоров, делать рекламу и колесить по городам России и зарубежья в попытках раскрутить своё творение.
«Мы видим вокруг гигантские здания, успешных людей на красивых автомобилях. Но хочется, чтобы всё это было сбалансированным: чтобы бизнесмены оказывали помощь в развитии культуры, а та, в свою очередь, насыщала и обогащала деловые процессы. Впрочем, ныть про беспомощность кино не стоит. Надо пытаться делать интересные вещи – пусть даже посредством недорогой видеокамеры», – уверен Григорьев.
Думать не хотим
Другая проблема – отсутствие у свердловского зрителя интереса к сложному и заставляющему думать кино. В фаворе у людей сегодня – мультиплексы, расположенные в торговых центрах, где можно убить сразу несколько зайцев – и по магазинам прогуляться, и поесть, и блокбастер посмотреть. В Екатеринбурге двадцать кинотеатров, не считая кинозалов. И, по прогнозам специалистов, в ближайшем будущем кинотеатры-долгожители, работающие в старом формате, не выдержат конкурентной гонки и будут вынуждены закрыться.
Да, в области ещё сохраняются кинотеатры, которые помимо коммерческого репертуара стараются ставить интересные и неоднозначные фильмы, призывающие зрителя иначе взглянуть на вещи вокруг. Но подобное встречается всё реже. Для того чтобы оставаться на плаву, необходимо быть в системе и крутить бесконечные картины про Бэтменов и Суперменов. Переломным периодом для российского зрителя стали 90-е годы, когда с Запада хлынуло огромное количество низкокачественных фильмов. Народ пошёл смотреть и… привык. А переучивать уже гораздо сложнее: нужна определённая политика, правильные примеры.
«Нам надо заниматься выращиванием российского гражданина, причём на примерах, которые рядом. Увы, но фильмов, которые должны воспитывать, – их очень мало. Главное всегда – это смысл и ценности. Если этого нет, то не нужны такие атрибуты, как богатство, дорогие машины и прочее. Они не вечны и быстро теряют свою цену. А мы, наоборот, увлечены этим. Задача культуры, государства – формировать эти ценности. Однако сегодня мне ещё никто не сказал, и я не могу транслировать это своим детям, на кого они должны быть похожи. Может, это и примитивно, но, когда я жил в коммунистическое время, я точно знал, какие у меня примеры и на кого следует равняться», – говорит Сергей Федяков.
Не надо сгущать краски
– Во все времена в кинопрокат выпускались как безликие фильмы, так и качественные. Я бы не стал сгущать краски и говорить, что в нашем кинематографе наблюдается полнейший развал и нет достойных картин. Вот, например, у нас сейчас готовится к выходу новый художественный фильм «Война Анны». Кроме того, в работе несколько документальных картин. Уверен, что эти ленты не затеряются и будут востребованы зрителем.
Проблема в том, что людей сегодня всеми способами стараются разучить думать. Практически нет фильмов, созданных для умного зрителя. Но, замечу, что весь телевизор на этом построен.
Много идёт разговоров, что талантливые режиссёры и сценаристы уезжают из Екатеринбурга в поисках лучшей жизни. Но я придерживаюсь мнения, что реализовать свой талант можно и в родном городе – главное, чтобы было желание. Я вот, например, работаю в Екатеринбурге.
Что касается Свердловской киностудии, то не нужно забывать: чтобы выжить, она уже давно встала на коммерческие рельсы. Таковы реалии.
Колхозы закончились
– Развал – это беда, которая коснулась не только Свердловской киностудии. Киностудии – это своего рода колхозы с плановым хозяйством, с нормативами, с бюджетами, которые спущены от государства, и выполняющие некоторый государственный заказ. Колхозы закончились. И в кино пришёл частник, которому надо заработать – такая задача не стояла перед советскими киностудиями. Поэтому сегодня в большой структуре нет смысла.
На смену киностудиям пришли более мобильные продюсерские центры, команды из 5-10 человек, которые делают кино, придумывают его и достают деньги. Этот процесс сравним со строительством дома, когда есть генеральный инвестор, это застройщик, подрядчик – технологическая цепочка. Точно так же и киностудия может быть сильна не сама по себе, а за счёт привлечённых студий, цехов, производств. Чем больше привлечённых студий сидит на ней, тем она сильней. Другое дело, процесс коммуникации студии с большими компаниями, которые занимаются производством, сегодня не налажен. Бессмысленно выходить на рынок с нуля, надо предлагать себя как производственную базу тем компаниям, которые уже делают кино, сериалы. Причём создать мегалояльные условия для производителей.
Деньги приходят туда, где к ним хорошо относятся. Производителям безразлично, где снимать – в Прибалтике, в Белоруссии или в Екатеринбурге. Им важно, где будет существенная экономия, которая не скажется на качестве. Если создать ряд самых выгодных условий, то, естественно, производители пойдут. Кроме того, структуры былых студий могут играть роль кластеров и культурных центров. Вот и Свердловская киностудия может существовать в таком разрезе.
Кампанейщина
– Первый фестиваль документального кино «Россия», руководителем которого я являюсь, в 1988 году прошёл в Свердловске и имел большой успех. Второй провели в Воронеже, поскольку изначально фестиваль задумывался как кочующий. Но там он провалился – зритель просто не пришёл. После этого было принято решение укорениться именно на Урале. Здесь тогда был особенный зритель, подготовленный работой киноклубов. Особенный он и сегодня. Воспитанный фестивалями, в том числе – старейшим фестивалем «Россия». Собственно, это единственный «метод воспитания». То, что сегодня выдается на телевидении за документальное кино, не только таковым не является, но и вообще ничего общего с кинематографом не имеет.
А проводить фестивали становится всё сложнее – у власти, увы, другие приоритеты. Всё труднее работать и режиссёрам-документалистам, которые не могут рассчитывать ни на какой, пусть даже небольшой коммерческий успех. И от того, что был объявлен Год кино, лучше не стало. Напротив, наблюдается сокращение производства, снимается всё меньше фильмов. Так что Год кино – это, на мой взгляд, в чистом виде кампанейщина.
Бизнес граничит с искусством
– Вопрос, прибыльно ли сегодняшнее российское кино, достаточно сложен. Я бы разделил его на два условных направления. К первому относятся телевизионные продукты, например сериалы, а ко второму – кинотеатральный прокат. Если создавать телевизионный продукт по заказу телеканалов, то это достаточно выгодно. Но если нет востребованности на рынке, то содержание коллектива влетает в копеечку. Возникают сложности.
Что касается проката, то картины «выстреливают» редко. Многие ведущие российские кинокомпании, находящиеся по рейтингу в первой десятке, вынуждены жить за счёт грантов, предоставляемых фондом поддержки кинематографии и Минкультом. Поэтому сложно однозначно сказать – выгодно или не выгодно создавать кино, ведь получается, что оно выпускается с «примесью» господдержки. Бизнес граничит с искусством.
Сегодня у нас в стране мало талантливых сценаристов. Те же, кто действительно заслуживает уважения, берут огромное количество заказов и начинают писать, что называется, левой ногой. Понимаете, есть критическая цифра стоимости сценария. Если в Голливуде он может стоить миллион долларов, то у нас – никогда. Фильм попросту не окупится...
Метроном совести
– Закончив театральное училище с красным дипломом (а много позже и Театральный институт), я всё-таки, по семейным обстоятельствам, сделала выбор в пользу телевидения. Но успела сняться в нескольких фильмах.
Играла, например, эпизодическую роль в «Вечном зове» Краснопольского и Ускова. Помню, приехала на съёмочную площадку вся такая дерзкая, модная, «перья в стороны», а режиссёр: «Мне вообще-то русский типаж нужен». Нет проблем, говорю. Позаимствовала у какой-то девушки платочек, волосы на прямой пробор причесала: «Вам нужна Маня? Пожалуйста».
То, что сегодня в кинематографе происходит, воспринимаю болезненно. Нынешние бесконечные сериалы, которые гонят по телевидению, воспринимаю как личное оскорбление. Это же, извините, сплошная порнография какая-то. Или «сопли-вопли», или «ментовские войны». Какие образы молодёжи навязываются? Почему сплошная чернуха? Разве только из этого состоит наша жизнь? Нет, конечно! В ней столько прекрасного, светлого, вдохновляющего. Столько примеров для подражания. Где сегодня эти примеры можно увидеть? По телевизору? Очень хорошо поискать надо. В Интернете? Это большая помойка. Одна надежда на кинематограф.
Одна из задач кино, на мой взгляд, формирование поведенческих приоритетов (достойных, а не «губы накачала, делай, как я»), обозначение берегов, за которые не при каких обстоятельствах заходить нельзя (где угодно: в любви, в дружбе, в бизнесе и так далее), напоминание о базовых ценностях. Любви к Родине, в том числе. Потому что не может человек жить без любви к родной земле, к Родине-матери. Кино – не развлечение, это воспитание, формирование человека, личности. Это метроном совести, если хотите.
Но чтобы кино выполняло эту задачу, оно должно быть мощно, достоверно, убедительно снято. Чтобы молодёжь режиссёру поверила – да, это и есть жизнь. Так снято, чтобы, как однажды сказал Павел Лунгин, у молодого человека попкорн изо рта выпал.