В поселке Арти прошел VII Международный турнир косарей. Какие сюрпризы ждали его участников, как косят «горбушей», что написано на ясене словаков и при чём здесь художник Малевич – в репортаже «АиФ-Урал».
Кто не дрогнул
«Ваня, хорошо идёшь!» - подбадривал Ивана Рябухина отец. Ваня, который с косой на ты сызмальства, и правда шёл хорошо, отпуская реплики скорее для того, чтобы выпустить пар: « Блин, горка!», «Она уже не косит!» Полоса по жребию Ивану досталась сложная, впрочем, простых нынче и не было. Коварная уральская погода преподнесла участникам турнира сюрприз: мало того что на «спортивных» полях трава вымахала местами выше роста человека, так ещё и переплелась самым замысловатым образом. Свой вклад в организацию турнира внесли и муравьи, беззастенчиво оккупировавшие турнирные дистанции. Василий Новиков из Слободо-Турьинского района сетовал, переводя дух после участия в одном из этапов состязания: «Три муравейника на полосе зацепил. Коса хоть и заслуженная, опытная – в 1964 году Артинским заводом выпущена, а подтупилась о них. Да и скорость хочешь не хочешь, но снижается».
Слабый пол, говорите? Между прочим, тяжёлые дистанции отпугнули несколько мужиков. Они зарегистрировались как участники турнира, но, увидев поле и оценив (или, напротив, недооценив?) свои силы, на старт не вышли. А среди женщин никто не дрогнул! «Да, сложные полосы, ну и что? И их одолеем!» - оптимистично заметила Елена Сметанина. Она, к слову, и на предыдущем турнире наглядно продемонстрировала свой характер. Даже бровью красивой не повела, когда в командных соревнованиях у неё древко косы сломалось, и продолжала косить покалеченным инструментом. А всё почему? Потому что тогда коса в руках была заимствованная, а нынче надёжная, дедовская.
Словакия или Коми?
В этом году по вниманию к себе косам словаков составила конкуренцию коса-горбуша команды из Республики Коми. Короткая рукоять, узкое лезвие, лёгкость – такой косой, говорят знатоки, хорошо косить неудобицу. А то, что спина во время работы согнута в три погибели, косарей не смущает. «Привыкли за всю жизнь-то. У нас литовками вообще не косят, только горбушами», - рассказывает участница турнира Ольга Хайрединова. Кроме внешнего вида, у горбуши ещё две основные особенности. «Ею, как вы заметили, косят траву «направо-налево», а не как литовкой, у которой только одно направление рабочее, - говорит член команды Коми Руслан Михайлов. – И горбуши не отбивают, а затачивают на водяном точиле». Тут Руслан видит проходящих по полю словаков и достает ещё один «козырь»: «Захват у горбуши тоже приличный – два метра. А при необходимости и все три».
Под Малевича
Международный турнир косарей собрал 75 участников и свыше пяти тысяч зрителей. В это трудно поверить, но в 2011 году на первом турнире состязались 20 косарей, а зрителей было всего 200 человек. «Да, турнир у нас хорошо пошёл, - говорит заместитель директора Артинского завода (единственного в России предприятия, производящего косы), главный судья турнира Александр Шатохин. – Идея его проведения возникла еще в 2003 году, но не была поддержана. Завод тогда переживал, мягко говоря, не лучшие времена… А когда новая команда взялась реанимировать производство, вспомнили про турнир. В итоге завод сегодня крепко стоит на ногах, а турнир… Мы уже не совсем понимаем – мы его организовываем или он нами руководит».
В этом году организаторы турнира существенно обновили его символику. Так, например, появился главный символ – косарь «под Малевича». То, что он обречен на успех, стало понятно ещё тогда, когда косаря «выгуливали» на мероприятии в Музее истории Екатеринбурга и на фестивале барбекю.