Первые впечатления
Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Людмила Георгиевна, в новом здании Детская филармония живет уже третий год. Какое это было для вас время?
Новые технические возможности филармонии позволили нам создать Детский театр мюзикла. Первой работой стала постановка «Волшебный веер, или Где сидит фазан», музыку к которой написал Александр Пантыкин. Готовимся к следующему мюзиклу – «В стране невыученных уроков» по известной сказке Лии Гераскиной. Премьера намечена на июнь. Третьим спектаклем Театра, надеюсь, станет спектакль для юношеской аудитории – старшеклассников и студентов первых курсов.
– В образовательном процессе, наверняка, тоже многое поменялось?
Я постоянно говорю: мы получили не просто здание – мы получили дополнительную инфраструктуру. Это значит – комфортная родительская зона, где папы и мамы ждут своих деток, у нас появился собственный комбинат питания, причем очень вкусный, что очень важно. Родители, приводящие деток на занятия вечером, часто идут прямо с работы, и в нашем кафе могут не только выпить чашечку кофе, но и купить что-то на ужин домой, чтобы не готовить в поздний час. У ребят, танцующих в «Улыбке» теперь есть удобные раздевалки и душевые. Мы понимаем, насколько репетиции – физически серьезная нагрузка, и когда дети могут раздеться каждый в своем шкафчике, помыться и переодеться – это дорогого стоит. Ну и конечно, сама хореографическая база: два больших танцевальных зала и два репетиционных класса. Там есть и звуковая аппаратура, и экраны, на которых можно посмотреть номер и разобрать ошибки. Мы гордимся отличной студией звукозаписи, собственным телевидением, телеканалом «СГДФ ТВ».
Мы очень счастливы! Мы получили не здание, не крышу, не стены – мы получили место, где можем творить, воспитывать, созидать, сеять доброе-вечное, и самое главное – мы сегодня можем мечтать. Мечтать о том, что сможем сделать завтра!
«Аналогов нашей детской филармонии в стране нет!»
– Со всех сторон видно, что Детская филармония и Екатеринбург получили уникальную концертную площадку. Насколько у нас в стране принято строить подобное именно для детей?
– Аналогов нашей детской филармонии в стране нет! Я бы даже сказала, что не Екатеринбург получил, а вся Свердловская область! Напомню, что первый проект, который мы реализовали на новой сцене, – областной фестиваль «Знакомьтесь, это – мы!». Муниципальные образования области встали в очередь, чтобы показать таланты на этой площадке. Первой начала Арамиль, а в декабрьском Гала-концерте участвовали 13 территорий! И на этот год уже снова очередь. Возвращаясь к вашему вопросу. В России достаточно много детских филармоний, но чаще всего так называют концертный проект в музыкальной школе или школе искусств. Иногда взрослые артисты собираются для просветительско-образовательной деятельности, готовят программы для школьников и называют это детской филармонией. А аналогов нашей филармонии – с собственными коллективами, с собственными артистами, двумя концертными залами – нет.
– Во-первых, это не просто. Подвижки в стране, конечно, есть, но чаще строят именно досуговые центры. А во-вторых, давайте вспомним историю. Мы создавались как подразделение Государственной академической филармонии, то есть изначально были концертной организацией. Отделившись в 1990 году, сохранили за собой этот статус, что было очень непросто. Мы прошли через сложные 90-е, когда было не модно заниматься музыкой, литературой, когда распадались многие кружки и клубы, когда взрослые, выживая, стремились стать бизнесменами, предпринимателями. Это было время, когда дети отошли на второй план. Теперь, слава Богу, вкладывать в детей, отдавать свое время творчеству снова становится престижным! И с этой точки зрения мне очень не хочется оставаться директором единственной детской филармонии с такой моделью. Да, она непростая, но дает возможность детям развиваться, потому что не каждая музыкальная школа имеет возможности концертной практики. В прошлом сезоне на нашей сцене состоялось 250 концертов! А в Новый год мы провели 90 представлений!
– Просто, глядя на общую ситуацию, кажется, что детские такие организации появляются, дай Бог, раз в пять лет, а торговые центры чуть ли не каждый год… Но ведь дети наше будущее! Почему такая несправедливая картина?
– Все зависит от того, где быстрее можно получить результат… Торговый центр начинает окупаться гораздо быстрее. Конечно, это может показаться несправедливым. Но на последнем Совете по культуре при Президенте России дважды было сказано о дополнительном образовании детей! Значит, мы возвращаемся к тому, что одной только общеобразовательной школы не хватает. Нужно детей развивать и в иной сфере! Не обязательно в музыке. Это может быть и инженерное, и спортивное воспитание! Я думаю, что в ближайшее время начнутся позитивные перемены. Да, торговые центры быстрее окупятся. Чтобы «окупились» вложения в детей – пройдет не один год!
Метка времени
– Кризис, к сожалению, вносит свои коррективы…
– Я думаю, что мы все пройдем и через этот момент времени. Но я из всего пытаюсь извлечь что-то положительное! В последние годы, что работаем в новом доме, руководители коллективов стали говорить, что они не успевают репетировать, не успевают оттачивать программы. Мы уменьшим количество выездов, и сможем заняться тем, на что прежде не хватало времени, – изучением музыкального материала, проведением углубленных репетиций, займемся мониторингом – что делать дальше? И не зря говорится: чем меньше денег, тем больше мыслей. Идей-то больше появляется! Как вывернуться из этой ситуации с меньшими затратами и воплотить задуманное? Ищем нестандартные решения экономических проблем. Ведь артисту в любом возрасте нужен слушатель, зритель, новые площадки! Для этого он и артист, он в этой обстановке раскрывается. Будем искать новые варианты выхода наших коллективов на публику…
– Вообще любое образование, хотим мы этого или нет, в определенной степени насилие. Тем более мы принимаем детей с 4 лет. Чаще всего к нам приходят родители, у которых не использованы собственные амбиции в их собственном детстве. Часто – в их собственном детстве. Мама очень хотела танцевать, но у нее не получилось. А дочка пусть попробует в «Улыбке»! Бывает, что после кастинга плачут из-за того, что не взяли, но я утешаю, ведь у этих людей остаются отпуска, выходные, сады-огороды, личная жизнь. Они – счастливые! А у тех, кого приняли, начинается каждодневная, многотрудная работа. Минимум – три раза в неделю. Максимум – шесть занятий. Это труд, через который проходят как дети, так и их родители. Как у взрослых наступает период «а мне вообще это надо?», так и у детей. Гораздо проще сидеть дома у компьютера, чем пойти на сольфеджио. Сольфеджио – это математика, это серьезное дело! И многое зависит от педагогов, а они у нас – главное богатство.
– Может быть, проблема в том, что сегодня доступны всяческие гаджеты и детям не нужны альбомы, пуанты и фортепиано? Подавай только планшеты и игры.
– Безусловно, такая проблема существует… И хоть у нас при отборе детей до сих пор высокий конкурс на место, скажу, что не раз видела такую картину: ребенок в классе у балетного станка, одной рукой держится, а пальцы другой ходят так, будто он все время кнопки жмет на телефоне. По-другому уже не может. Привычка въелась! Это, наверное, метка времени, и мне кажется, что это пройдет. Когда-то появились радио, граммофон, и люди бросали все, чтобы провести время возле них. Теперь их место заняли гаджеты. Зато у нас в каждом гаджете есть телевидение детской филармонии! Можно в любой момент включить концерт и послушать. Плюс? Плюс! Очень мудры те родители, которые правильно формируют просмотры телевизионных программ, которые ставят правильное ограничение на Интернет и компьютер. Мне кажется, любое развитие техники порождает развитие личности, вопрос лишь в том, куда эту личность направить.
«Потраченное на детей время – это инвестиции в будущее»
– Иногда кажется, что родители рады, что дети к ним не пристают, а сидят себе часами смирно за этими «игрушками»…
– Конечно! А потому, что это очень просто. Но это всегда было так, не только во времена планшетов. Я помню, раньше ребенку давали пачку журналов ярких, и он просто сидел и рвал их. Потом пришла очередь фломастеров и он стены разрисовывал в квартире. Та же история была с телевидением. Это все из разряда «лишь бы тихо сидел». С планшетом он тоже сидит тихо. Но детьми надо заниматься. Потраченное на детей время – это инвестиции в будущее. Наверное, это счастье, что жизнь чаще сталкивает меня с родителями, которые начинают заниматься своим ребенком еще до его рождения, когда он еще в животике. У нас в филармонии до конца сезона проданы все абонементы на концерт «В ожидании чуда». А те, кто к нам приходят на «Концерт в ползунках»? Вы думаете это просто? Совсем нет!
– Давайте вернемся к премьере, которую вы готовите к 9 Мая. Почему с детьми как можно раньше нужно начинать говорить о таких серьезных темах, как память, история родины, любовь к ней?
– Мне кажется, сейчас это особенно актуально. Сегодня нет семьи, которую не беспокоит тема войны, нового прочтения истории. Сейчас многое трактуется по-разному в отсутствии единого учебника по истории России. И если мы не будем говорить об этом – в каждой семье, на концертной площадке, в театре, в школе, в детском саду, нас ждут плохие результаты, все может очень неправильно завершиться. Наш концерт к 9 Мая не будет концертом о войне! У нас не будет автоматов, не будет военной формы! Это будет светлый концерт. Концерт памяти, концерт любви. Если мы сегодня маленькому ребенку не дадим эти понятия в той степени, в какой он сможет воспринять эту тему, мы упустим нечто очень большое.
Нужно объяснить, как плохо идти с войной, как плохо ссориться, что нельзя обижать девочек, что мальчик должен защищать слабых, что он должен уметь делать добрые дела. Вы посмотрите, стало не принято уступать место в транспорте бабушкам и дедушкам! Опасно делать замечания! Это же все и идет из детства, из воспитания! Поэтому нужно обязательно говорить о добре, о мире, о том, что мы живем на очень большой планете, где есть разные люди, но у каждого из них есть мама, дети, семья. Мы должны любить друг друга и учить этому младшее поколение. Детская филармония готова поддержать эту тему. Мы не сможем ни воспитать, ни перевоспитать ребенка – это делают только в семье.