Роза Ахтямова в гостях у «АиФ-Урал»

   
   

Шелуха уйдет

- Собираюсь в Верхнюю Пышму, в школу для слепых и слабовидящих, на встречу с ребятишками, - говорит Роза Захаровна. - Я когда-то в ней училась… пока не отчислили за поджог. Девчонки жгли записки любовные в комнате. Когда старшие вошли, все разбежались, а я осталась. С чайничком стояла на всякий случай, чтобы огонь залить. Ну, на меня все и свалили.

Инициатива, честно говоря, не моя была. Я просто умела спички зажигать. А теперь (смеется) я гордость верхнепышминской школы, в ее музее про меня всякая всячина собрана.

- Вы автор стихов, повестей, романа с дивным названием «Мадам Сидорова», у вас издано более 20 книг. Еще и литературными переводами занимаетесь…

- Ну, я восемь языков знаю, на уровне понимания. А в книге, которая вышла, переводы с пяти языков. В том числе турецкого, армянского, казахского… Кстати, знаете, в Казахстане русские говорят на необыкновенно чистом родном языке, в отличие от россиян.

- Вы остро чувствуете погрешности в обыденном языке?

- Бывает, что-то меня коробит. Но, с другой стороны, время - судья всему и всем. Так же и с языком, время отберет всю эту шелуху, выбросит, а истинно ценное останется. Я в свое время занималась языком Герцена - и диплом, и диссертация были на эту тему. У него прекрасный язык, стиль великолепный. Но что-то из этого осталось сегодня, а что-то ушло - это естественный процесс. Поэтому по поводу современного языка я не сокрушаюсь, никакой трагедии нет. Я даже не отказываю себе в удовольствии использовать в общении с молодежью их сленг. Но умеренно, чтобы не выглядеть вульгарно. Я встречалась с заключенными…

   
   

- Ой, только не говорите, что «по фене ботали»!

- Было дело и «по фене» чуть-чуть. Но самую малость, я ж все-таки писатель, надо марку держать. Я когда в колонию поехала, мне все вокруг говорили - безбашенная. В итоге замечательная встреча получилась, я там стихи читала, романсы пела. Ох, как они меня провожали! Аплодировали долго.

- А стихи вы с детства писали?

- Конечно. Но, признаться, мой первый поэтический опыт не был оценен по достоинству. Наша воспитательница в школе заболела, и к нам пришла откровенная грубиянка. Всех по фамилиям называла, орала на всех. Мне что-то противно стало, несмотря на то что только в первом классе училась. Вот и говорю: «А я стишок сочинила». Она меня на стул поставила: «Читай громко и с выражением!» Сказано - сделано. Я и читаю: «Поскорее дайте каши воспитательнице нашей, чтоб на нас не лаяла Ольга Николаевна». Все! Писец! Она меня, Радочка, на сутки без еды в угол поставила. Надолго я после этого замолчала в поэзии. Но потом вернулась к ней, конечно. Власть творчества велика.

Господи, как будто вчера это было. Я ведь даже не замечаю, как время проходит. Мы со школьными друзьями до сих пор общаемся, с сокурсниками. Теперь вот по электронке.

Фото на… голос

- То есть вы с информационными технологиями «на ты»?

- Мы недавно, к сожалению, познакомились. Так ведь я еще все время в разъездах. Путешествую. Но потихоньку осваиваю, называю себя «ползатель» - пользователем, увы, пока назвать себя не могу. Но электронная почта, конечно, выручает. У меня же огромная переписка! Я даже со слепоглухими активно переписываюсь, приходится писать по Брайлю, несмотря на то что руки больные.

Но ничего, освою. Фотографирование же осилила.

- Извините за бестактность, а как вы это делаете?

- Да бросьте, никакой бестактности! Никто не верит, что незрячий человек может фотографировать. А у меня очень много прикольных снимков, особенно людей. Я их на голос фотографирую, а природу по ощущениям. Вот мечтаю выставку устроить. У меня, между прочим, еще большая коллекция флаконов из-под духов - больше 600 штук. Тоже бы надо выставить. Мне же их со всего мира везут. Это, правда, уже третья коллекция. Две первые мама выметнула, сочтя за хлам. Я очень люблю стекло разных форм, хрусталь. Очевидно, это некая подпитка мне, как творческому человеку. Я же не вижу ни картин, ни моря, ни солнца… Я вижу сердцем.

Вот и лошади тоже. Впервые, когда верхом села, орала на всю Карелию! А потом такой кайф испытала! И теперь с удовольствием катаюсь.

- Еще и сами поете романсы, написанные на свои стихи…

- (Смеется). А кому ж доверишь! Вот и пою, иногда под фонограмму. А что делать? Не будешь же за собой фортепиано таскать - оно в моей комнате половину площади занимает. Да и баян тяжело. Скрипку вот можно (я на ней тоже играю), но нелегко петь и себе аккомпанировать.

- А вас не расстраивает нынешняя молодежь? В сравнении с вашей жадностью до жизни, им, кажется, вообще ничего не надо.

- Молодое поколение хают те, кто сам забыл свою юность. Всякие люди были и в прежние времена, всякие есть и сейчас. Мне молодежь нравится, или меня жизнь сталкивает с хорошими людьми. Кричат: «Вокруг бездуховность!» Бросьте! Они грамотные, деликатные, нормальные ребята. Честно скажу, я от молодежи хамства не видела. Ни-ког-да. Надо просто хвалить их чаще. Это обязательное условие для творческого развития, для развития личности.

Смотрите также: